ISSN 2409-7616

Валиева Т.И., Тибилова И.Д.

РОЛЬ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

УДК 371

Валиева Т.И.1 (Владикавказ, Россия) — valievazema@mail.ru; Тибилова И.Д.2 (Цхинвал, Республика Южная Осетия) — alsigur@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

2Юго-Осетинский государственный университет имени А.А. Тибилова

Аннотация. Статья посвящена современным проблемам инновационных процессов в системе образования, эффективности применения мультимедийных технологий в преподавании родной литературы, применение которых дает возможность осмыслить основной замысел автора, его ведущую идею. В результате применения мультимедийных технологий происходит формирование личностных качеств обучающихся. Новизна, красочность и разнообразие ресурсов мультимедиа усиливают учебную мотивацию, стимулируют познавательный интерес, обеспечивают восприятие учебной информации сразу несколькими органами чувств, формируют способности к моделированию лингвокультурного типажа, к персонификации художественного концепта. Необыкновенность, оригинальность созданного образа позитивно воздействует на школьников, приобщая их к осмыслению поведения, действий и поступков персонажей, делая иногда их даже примером для подражания. В процессе знакомства школьников с литературным героями педагогом используются слайды с многообразным иллюстративным материалом: репродукциями художественных картин, фотографиями, схемами, действиями, поступками и переживаниями героев и др. Применение мультимедийных технологий дает возможность полноценно представить содержание произведения, составить модель из заданных символов, рисунков, знаков, чтобы получить гармонично-слаженный жанр. Описываемые в статье образовательные технологии способствуют не только усилению мотивации к родной литературе, но и изменению характера отношения к дисциплине в целом. Применение мультимедийных технологий в процессе преподавания родной литературы направлено на модификацию стиля взаимоотношений между педагогом и обучающимися. Педагог перестает быть транслятором учебной информации и занимает позицию тьютора, наставника, регулирующего самостоятельную деятельность обучающихся. Его главная роль заключается в постановке целей образовательного процесса, создании условий, необходимых для эффективного решения выдвинутых задач.

Ключевые слова: обучение, школьники, мультимедийные технологии, преподавание родной литературы, интернет-карта, информационно-коммуникационные технологии, визуализация содержания учебного материала.

Список источников:

  1. Ветлугина Н.О., Фоминых М.В. Мультимедийные технологии в контексте проблемного моделирования как нового подхода к обучению // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 4. С. 35. DOI: 10.17513/spno.31031
  2. Гурова В.Я., Мелихова Ю.В. Образовательные и методические перспективы изучения предмета «Родная литература» // Образование в Орловской области. 2019. № 1. С. 78-84. URL: https://www.elibrary.ru/dgwfps
  3. Добротина И.Н., Критарова Ж.Н. Предметная область «Родной язык и родная литература» в средней общеобразовательной школе: подходы к составлению рабочих программ // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 4 (85). С. 65-78. URL: https://www.elibrary.ru/qjkztq
  4. Ефимова Н.И. Роль мультимедийных технологий в учебном процессе // Студенческая наука XXI века. 2015. № 4 (7). С. 217-218. URL: https://www.elibrary.ru/vcudwv
  5. Забирова В.Х., Коптякова Е.Е., Клыкова А.Д. Инновационные мультимедийные технологии в образовании на современном этапе // Образование и право. 2022. № 2. С. 267-270. DOI: 10.24412/2076-1503-2022-2-267-270
  6. Ласточкина А.О. Мультимедийные технологии при организации учебного процесса в условиях цифровой экономики (на примере технологии Mindmap) // Наукосфера. 2021. № 1-1. С. 66-69. URL: https://www.elibrary.ru/onobhi
  7. Майрамукаева Ф.А. Подготовка к профессиональной деятельности студентов — будущих учителей родного языка и литературы // ЦИТИСЭ. 2024. № 2 (40). С. 568-576. URL: https://www.elibrary.ru/kfrise
  8. Моисеев Е.О. Информационные образовательные ресурсы современного учебного процесса // Ямальский вестник. 2016. № 4 (9). С. 30-34. URL: https://www.elibrary.ru/xwvuqr
  9. Паршукова С.С. Преимущества использования мультимедийных технологий при обучении иностранному языку // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. № 4(7). С. 48. URL: https://www.elibrary.ru/xhjwjt
  10. Приступа Е.Н., Щербина А.И. Цифровая образовательная среда современной школы // ЦИТИСЭ. 2022. № 4 (34). С. 119-131. URL: https://www.elibrary.ru/xhjwjt
  11. Романова Е.Н. Роль современных мультимедийных технологий в оптимизации образовательного процесса // Общество. 2019. № 2 (13). С. 117-118. URL: https://www.elibrary.ru/fghsxs
  12. Скворцов А.Л. ИКТ-компетенции и икт-компетентность педагога в условиях цифровой эры: соотношение понятий // Трибуна ученого. 2023. № 12. С. 26-32. URL: https://www.elibrary.ru/epulvq
  13. Тигиева А.И., Мелконян Г.А. Коста Хетагуров — великий поэт, основоположник осетинского литературного языка// Известия Российской военно-медицинской академии. 2018. Т. 37. № 1 S1-2. С. 300-303. URL: https://www.elibrary.ru/zatfbr
  14. Церелина И.В. Аспекты актуальной теории и методики преподавания литературы в средней школе // Вестник науки. 2022. Т. 1. № 6 (51). С. 92-96. URL: https://www.elibrary.ru/xogpky
  15. Шащанова М.Б. Роль мультимедийных технологий в образовательном процессе // Актуальные проблемы современности. 2022. № 1 (35). С. 195-200. URL: https://www.elibrary.ru/xemwmq

Библиографическая ссылка: Валиева Т.И., Тибилова И.Д. Роль мультимедийных технологий в преподавании родной литературы // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 323-330.