ISSN 2409-7616

Зырянова И.М., Махмутова Л.Г., Марченкова Н.Г., Свириденко И.Н., Генварева Ю.А.

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ВУЗА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ MOODLE

УДК 378

Зырянова И.М.1 (Омск, Россия) — zyrianovaim2@mail.ru; Махмутова Л.Г.2 (Челябинск, Россия) — mahmutovalg@cspu.ru; Марченкова Н.Г.3 (Оренбург, Россия) — enata_nata1973@mail.ru; Свириденко И.Н.4 (Оренбург, Россия) — sviridenko-in@ranepa.ru; Генварева Ю.А.5 (Оренбург, Россия) — genvar@mail.ru 

1Омский государственный университет путей сообщения

2Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

3Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина

4Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

5Приволжский государственный университет путей сообщения

Аннотация. В данной научной статье авторами рассматривается развитие цифровой информационной среды вуза на базе использования модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды (Moodle). В статье проанализированы преимущества и сложности использования электронного формата обучения в учебной деятельности вуза. Определены и раскрыты ключевые требования к электронному обучению на основе использования электронной обучающей системы Moodle: функциональность, надежность, стабильная работа, соответствие стандартам, возможность быстрой проверки знаний, простота использования, наличие доступа в любое удобное время, техническая поддержка платформы. Авторами проводится анализ цифровых компонентов, входящих в электронный образовательный ресурс. Большое внимание ученые уделяют актуализации сущности, целям, принципам и задачам электронной информационной образовательной среды вуза в зависимости от концепции использования системы. Приводятся результаты эмпирического исследования, полученные в ходе изучения уровня удовлетворенности обучающихся цифровой информационной средой вуза, отмечаются сложности в ее реализации, намечаются перспективы их преодоления. На основе проведенного опроса обучающихся выявляются наиболее используемые ресурсы электронной системы, а также путем использования возможностей самой системы. В статье приводятся примеры формируемых кратких и подробных отчетов, статистики освоения курса обучающимися. Актуальными направлениями развития цифровой информационной среды вуза на сегодняшний день являются внедрение искусственного интеллекта, разработка и внедрение чат-бота. Авторами приводятся примеры использования электронной образовательной среды Moodle, не только в рамках реализации учебного процесса, но и в качестве средства повышения мотивации обучающихся за счет интеграции традиционных и электронных форм обучения.

Ключевые слова: цифровая среда, электронное обучение, вуз, Moodle.

Список источников:

  1. Климов А.А., Заречкин Е.Ю., Куприяновский В.П. Влияние цифровизации на систему профессионального образования // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2019. Т. 15, № 2. С. 468-476. DOI: 10.25559/SITITO.15.201902.468-476
  2. Зырянова И.М., Голованова О.А. Мониторинг учебных достижений по химии студентов инженерного вуза, // Вестник Омского университета. 2015. № 1(75). С. 55-62. URL: https://elibrary.ru/tqirhh
  3. Романова Г.В. Подходы к развитию креативности у студентов инженерных вузов // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. С. 70. URL: https://elibrary.ru/lzzhbn
  4. Зырянова И.М. Особенности организации учебной деятельности студентов первого курса инженерного вуза в условиях цифровизации образования // Наукосфера. 2022. № 5-1. С. 29-36. URL: https://elibrary.ru/eexdig
  5. Генварева Ю.А., Марченкова Н.Г. Современные подходы к преподаванию математики в техническом вузе // ЦИТИСЭ. 2023. № 2(36). С. 50-57. DOI:10.15350/2409-7616.2023.2.04
  6. Немова Я.С.Профессионально-творческая самореализация личности как категория профессиональной успешности в образовании // Вестник науки и образования. 2019. № 15 (69). С. 86-88. URL: https://elibrary.ru/fgqrln
  7. Шутенко Е.Н. Концепция самореализации студенческой молодежи в условиях информатизации вузовской подготовки //Образование и саморазвитие. 2015. № 4 (46). С. 9-15. URL: https://elibrary.ru/vilvhv
  8. Малахова О.Ю., Егорова Ю.Н. Потенциал электронной информационной образовательной среды транспортного вуза в контексте реализации компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 182-185. URL:  https://elibrary.ru/cxnrhx
  9. Булаев А.А., Жидков А.В. Информационно-справочный чат-бот для обучающихся и преподавателей вуза на основе социальной сети VK и системы MOODLE, // Компьютерные инструменты в образовании. 2022. № 2С. 97-110. URL: https://elibrary.ru/xnhinq
  10. Ананченко И.В. Использование искусственного интеллекта в системе управления образовательными электронными курсами LMS Moodle / И. В. Ананченко, В. В. Силантьев // Актуальные вопросы современной науки и образования: сборник статей XLI Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. – С. 32-35. URL: https://elibrary.ru/wjjqmj
  11. Маковей Н.В. Использование системы Moodle в процессе обучения иностранному языку студентов вуза // Казанская наука. 2024. № 3. С. 117-119. URL: https://elibrary.ru/hqbdbe
  12. Егорова Ю.Н. Факторы и риски успешной самореализации студента в образовательном пространстве вуза / Ю.Н. Егорова, Ю.А. Генварева // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2016. – С. 61-76.  URL: https://elibrary.ru/vwtrel
  13. Бова Т.И., Дроздович Е.Н., Кузьменко О.И. Об организации дифференцированного обучения математике будущих инженеров // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. 2018. № 4. С.72-75. URL:  https://elibrary.ru/ypemkd
  14. Даммер М.Д., Зубова Н.В., Бочкарева О.Н. Технология продуктивного обучения физике студентов технического вуза // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 5 (158).  С. 107-130. URL: https://elibrary.ru/ogovip
  15. Теличева Е.Г. О роли проектной деятельности обучающихся в структуре инновационного вуза // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 434-443. DOI: 10.15350/2409-7616.2024.1.37

Библиографическая ссылка: Зырянова И.М., Махмутова Л.Г., Марченкова Н.Г., Свириденко И.Н., Генварева Ю.А. Развитие цифровой информационной среды вуза на основе использования электронной обучающей системы Moodle // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С.222-231.