ISSN 2409-7616

Зязин С.Ю., Козачек А.В., Антонов А.А., Бакшеев А.И., Денисова Д.А.

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ

УДК 378.1

Зязин С.Ю.1,2 (Москва, Россия) — wasatyay@mail.ru; Козачек А.В.3 (Тамбов, Россия) — avkozachek@list.ru; Антонов А.А.4 (Москва, Россия) — alexejantonov@vk.com; Бакшеев А.И.5 (Красноярск, Россия) — baksh-ai@yandex.ru; Денисова Д.А.6 (Москва, Россия) — Dina_D_05@mail.ru

1Государственный университет просвещения

2Фонд реабилитации и ресоциализации гражданского населения «Свои»

3Тамбовский государственный технический университет

4Министерство экономического развития Российской Федерации

5Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

6Российский государственный социальный университет

Аннотация. Высокая конкуренция и повышающиеся ожидания общества от высшего образования приводят к необходимости трансформации и качественного улучшения процессов его управления. Именно поэтому в работе рассмотрены вопросы профессионализации университетского менеджмента, в частности, целью работы стало выделение ее актуальных направлений и основ для интеграции. Методология исследования основана на качественно-количественном подходе, включающем как теоретическую проработку вопроса на основе научных источников, так и проведение экспертного опроса с привлечением сотрудников административных органов высших учебных заведений России. Проработка вопросов профессионализации менеджмента позволит провести оптимизацию внутриуниверситетских процессов, ведущую к улучшению научной и преподавательской деятельности, а также к эффективной интеграции вуза во внешнюю социально-экономическую среду. В рамках работы экспертами были выделены направления профессионализации, включающие организационную культуру, человеческие и финансовые ресурсы, что способствует комплексному рассмотрению вопроса и практическому   изучению управленческих процессов образования. Результаты свидетельствуют о ценности стратегического планирования для диверсификации и рационального распределения уникальных ресурсов, которыми обладает университет. Для повышения качества обучения и научной деятельности в рамках высшего образования необходимо дальнейшее усиление профессионализации управления, связанное с внедрением инновационных, в том числе ИТ-технологий в процесс принятия решений. Ограничением исследования стала узкая выборка экспертного пула, в связи с чем авторами предлагаются дальнейшие исследования по расширению представления о профессионализации университетского менеджмента с помощью привлечения большего количества профессионалов, в том числе и из других стран.

Ключевые слова: высшее образование, стратегическое управление, организационная культура, трансформация образования, миссия, управление талантами.

Список источников:

  1. Тодис Л.М., Виноградова Т.В., Андронычева А.С. Современные проблемы высшего образования в России и возможные пути их решения // Современное педагогическое образование. 2023. № 3. С. 78-81. URL: https://elibrary.ru/hwcxes
  2. Golubeva T., Korotaeva I. E., Rabadanova R. S. [et al.] Implementing the right to receive education in the context of distance learning technologies // Relações Internacionais do Mundo Atual. 2023. Vol. 1, No. 39. e06132.
  3. Terekhova N.V., Zubova E.A. Information and communication technologies of teaching higher mathematics to students of engineering specialties at technical universities // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9, No. 27. P. 560-569. DOI: 10.34069/AI/2020.27.03.60
  4. Pohlenz P. Innovation, professionalisation and evaluation: implications for quality management in higher education // Quality in Higher Education. 2022. No. 28(1). P. 50-64. DOI: 10.1080/13538322.2021.1951452  
  5. Bugayenko Y., Shevtsov A., Meshcheryakov K. [et al.] O impacto de soluções inovadoras na melhoria da qualidade e eficiência da gestão e regulação do ensino superior // Revista Juridica. 2024. No. 1(77). P. 514-533. DOI: 10.26668/revistajur.2316-753X.v1i77.6653
  6. Christensen T., Gornitzka A., Ramirez F. O. Universities as Agencies: Reputation and Professionalization. London: Palgrave Macmillan Cham, 2018. — 278 p. DOI: 10.1007/978-3-319-92713-8  
  7. Дятлов А.В., Ковалев В.В. Эффективность управления высшим образованием России в практиках применения менеджеристских инструментов // Вестник Института социологии. 2023. Т. 14, № 2. С. 70-91. DOI: 10.19181/vis.2023.14.2.3
  8. Ходыревская В.Н. Повышение качества управления путем профессионализации менеджмента и коллективного знания организации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2019. № 4(77). С. 39-46. DOI: 10.21295/2223-5639-2019-4-39-46  
  9. Литвак Е.Г. Построение механизма стратегического управления информатизацией образовательного учреждения высшего образования // Вестник Института экономических исследований. 2019. № 3(15). С. 52-59. URL: https://elibrary.ru/nzftjr
  10. Zhilkibaeva R., Avazova S., Qahhorova M. [et al.] Impact of cloud technology implementation in the educational process // Revista Conrado. 2024. No. 20(99). P. 387-392. URL: https://conrado.ucf.edu.cu/index.php/conrado/article/view/3829
  11. Sułkowski Ł., Seliga R., Buła P. [et al.] Professionalization of university management in Poland // Administratie si management public. 2020. No. 1. P. 167-183. DOI: 10.24818/amp/2020.35-11
  12. Behera R., Behera M. Talent Management Practices in Higher Educational Institutions- A Bibliometric Analysis // MIER Journal of Educational Studies Trends and Practices. 2024. P. 193-225. DOI: 10.52634/mier/2024/v14/i1/2645
  13. Лазутина А.Л., Лебедева Т.Е. Новые требования к качеству управления персоналом в условиях цифровой экономики и управления // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 5. С. 177-180. DOI: 10.34755/IROK.2019.5.5.051  
  14. Zalsos E., Corpuz G. Academic Management and Instructional Practices of Higher Education Institutions in Lanao Del Norte: Basis for Faculty Development Plan // American Journal of Arts and Human Science. 2024. No. 3. P. 19-38. DOI: 10.54536/ajahs.v3i2.2649
  15. Gao L., Chen P. Optimising the Path of Professionalisation of the Management Team in Higher Education // SHS Web Confernces. 2024. No. 190. 02015. DOI: 10.1051/shsconf/202419002015
  16. Ramírez Y., Montero F. Main factors influencing the digital transparency in higher education institutions // Revista Española de Documentación Científica. 2024. No. 47. e376. DOI: 10.3989/redc.2024.1.1384
  17. Задорина М. А., Корсун К. И. Стратегическое управление образовательными организациями высшего образования в условиях изменения макросреды // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 6-1. С. 88. DOI: 10.17513/spno.32351  
  18. Ахметшин Э.М., Васильев В.Л. Отраслевые аспекты и новые тренды развития системы высшего образования в России в условиях цифровой трансформации // Цифровая трансформация промышленности: современные формы устойчивого развития. Сборник научных трудов по материалам 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Москва: Русайнс, 2023. — С. 88-93. URL: https://www.elibrary.ru/scmdbh  
  19. Осадчий Э.А. Закономерности развития хозяйствующего субъекта в инновационной экономике: дис. … канд. экон. наук: 08.00.01. Чебоксары. 2009.

Библиографическая ссылка: Зязин С.Ю., Козачек А.В., Антонов А.А., Бакшеев А.И., Денисова Д.А. Профессионализация университетского менеджмента в России // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 99-110.