Зязин С.Ю., Козачек А.В., Антонов А.А., Бакшеев А.И., Денисова Д.А.
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ
УДК 378.1
Зязин С.Ю.1,2 (Москва, Россия) — wasatyay@mail.ru; Козачек А.В.3 (Тамбов, Россия) — avkozachek@list.ru; Антонов А.А.4 (Москва, Россия) — alexejantonov@vk.com; Бакшеев А.И.5 (Красноярск, Россия) — baksh-ai@yandex.ru; Денисова Д.А.6 (Москва, Россия) — Dina_D_05@mail.ru
1Государственный университет просвещения
2Фонд реабилитации и ресоциализации гражданского населения «Свои»
3Тамбовский государственный технический университет
4Министерство экономического развития Российской Федерации
5Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России
6Российский государственный социальный университет
Аннотация. Высокая конкуренция и повышающиеся ожидания общества от высшего образования приводят к необходимости трансформации и качественного улучшения процессов его управления. Именно поэтому в работе рассмотрены вопросы профессионализации университетского менеджмента, в частности, целью работы стало выделение ее актуальных направлений и основ для интеграции. Методология исследования основана на качественно-количественном подходе, включающем как теоретическую проработку вопроса на основе научных источников, так и проведение экспертного опроса с привлечением сотрудников административных органов высших учебных заведений России. Проработка вопросов профессионализации менеджмента позволит провести оптимизацию внутриуниверситетских процессов, ведущую к улучшению научной и преподавательской деятельности, а также к эффективной интеграции вуза во внешнюю социально-экономическую среду. В рамках работы экспертами были выделены направления профессионализации, включающие организационную культуру, человеческие и финансовые ресурсы, что способствует комплексному рассмотрению вопроса и практическому изучению управленческих процессов образования. Результаты свидетельствуют о ценности стратегического планирования для диверсификации и рационального распределения уникальных ресурсов, которыми обладает университет. Для повышения качества обучения и научной деятельности в рамках высшего образования необходимо дальнейшее усиление профессионализации управления, связанное с внедрением инновационных, в том числе ИТ-технологий в процесс принятия решений. Ограничением исследования стала узкая выборка экспертного пула, в связи с чем авторами предлагаются дальнейшие исследования по расширению представления о профессионализации университетского менеджмента с помощью привлечения большего количества профессионалов, в том числе и из других стран.
Ключевые слова: высшее образование, стратегическое управление, организационная культура, трансформация образования, миссия, управление талантами.
Список источников:
- Тодис Л.М., Виноградова Т.В., Андронычева А.С. Современные проблемы высшего образования в России и возможные пути их решения // Современное педагогическое образование. 2023. № 3. С. 78-81. URL: https://elibrary.ru/hwcxes
- Golubeva T., Korotaeva I. E., Rabadanova R. S. [et al.] Implementing the right to receive education in the context of distance learning technologies // Relações Internacionais do Mundo Atual. 2023. Vol. 1, No. 39. e06132.
- Terekhova N.V., Zubova E.A. Information and communication technologies of teaching higher mathematics to students of engineering specialties at technical universities // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9, No. 27. P. 560-569. DOI: 10.34069/AI/2020.27.03.60
- Pohlenz P. Innovation, professionalisation and evaluation: implications for quality management in higher education // Quality in Higher Education. 2022. No. 28(1). P. 50-64. DOI: 10.1080/13538322.2021.1951452
- Bugayenko Y., Shevtsov A., Meshcheryakov K. [et al.] O impacto de soluções inovadoras na melhoria da qualidade e eficiência da gestão e regulação do ensino superior // Revista Juridica. 2024. No. 1(77). P. 514-533. DOI: 10.26668/revistajur.2316-753X.v1i77.6653
- Christensen T., Gornitzka A., Ramirez F. O. Universities as Agencies: Reputation and Professionalization. London: Palgrave Macmillan Cham, 2018. — 278 p. DOI: 10.1007/978-3-319-92713-8
- Дятлов А.В., Ковалев В.В. Эффективность управления высшим образованием России в практиках применения менеджеристских инструментов // Вестник Института социологии. 2023. Т. 14, № 2. С. 70-91. DOI: 10.19181/vis.2023.14.2.3
- Ходыревская В.Н. Повышение качества управления путем профессионализации менеджмента и коллективного знания организации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2019. № 4(77). С. 39-46. DOI: 10.21295/2223-5639-2019-4-39-46
- Литвак Е.Г. Построение механизма стратегического управления информатизацией образовательного учреждения высшего образования // Вестник Института экономических исследований. 2019. № 3(15). С. 52-59. URL: https://elibrary.ru/nzftjr
- Zhilkibaeva R., Avazova S., Qahhorova M. [et al.] Impact of cloud technology implementation in the educational process // Revista Conrado. 2024. No. 20(99). P. 387-392. URL: https://conrado.ucf.edu.cu/index.php/conrado/article/view/3829
- Sułkowski Ł., Seliga R., Buła P. [et al.] Professionalization of university management in Poland // Administratie si management public. 2020. No. 1. P. 167-183. DOI: 10.24818/amp/2020.35-11
- Behera R., Behera M. Talent Management Practices in Higher Educational Institutions- A Bibliometric Analysis // MIER Journal of Educational Studies Trends and Practices. 2024. P. 193-225. DOI: 10.52634/mier/2024/v14/i1/2645
- Лазутина А.Л., Лебедева Т.Е. Новые требования к качеству управления персоналом в условиях цифровой экономики и управления // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 5. С. 177-180. DOI: 10.34755/IROK.2019.5.5.051
- Zalsos E., Corpuz G. Academic Management and Instructional Practices of Higher Education Institutions in Lanao Del Norte: Basis for Faculty Development Plan // American Journal of Arts and Human Science. 2024. No. 3. P. 19-38. DOI: 10.54536/ajahs.v3i2.2649
- Gao L., Chen P. Optimising the Path of Professionalisation of the Management Team in Higher Education // SHS Web Confernces. 2024. No. 190. 02015. DOI: 10.1051/shsconf/202419002015
- Ramírez Y., Montero F. Main factors influencing the digital transparency in higher education institutions // Revista Española de Documentación Científica. 2024. No. 47. e376. DOI: 10.3989/redc.2024.1.1384
- Задорина М. А., Корсун К. И. Стратегическое управление образовательными организациями высшего образования в условиях изменения макросреды // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 6-1. С. 88. DOI: 10.17513/spno.32351
- Ахметшин Э.М., Васильев В.Л. Отраслевые аспекты и новые тренды развития системы высшего образования в России в условиях цифровой трансформации // Цифровая трансформация промышленности: современные формы устойчивого развития. Сборник научных трудов по материалам 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Москва: Русайнс, 2023. — С. 88-93. URL: https://www.elibrary.ru/scmdbh
- Осадчий Э.А. Закономерности развития хозяйствующего субъекта в инновационной экономике: дис. … канд. экон. наук: 08.00.01. Чебоксары. 2009.
Библиографическая ссылка: Зязин С.Ю., Козачек А.В., Антонов А.А., Бакшеев А.И., Денисова Д.А. Профессионализация университетского менеджмента в России // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 99-110.