ISSN 2409-7616

Кочиева Э.Р., Чибирова А.Х.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

УДК 371

Кочиева Э.Р.1 (Владикавказ, Россия) — georgodjiev@bk.ru; Чибирова А.Х.2 (Цхинвал, Республика Южная Осетия) alsigur@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова 2Юго-Осетинский государственный университет имени А.А. Тибилова

Аннотация. Статья посвящена современной актуальной проблеме, а именно, выявлению психолого-педагогических особенностей отношения подростков к здоровому образу жизни. На основе теоретического анализа существующих научных, методологических и методических материалов, отражающих определенные методы и средства разрешения исследуемой проблемы, в статье представлены основные идеи формирования ценностного отношения подростков к здоровому образу жизни, укрепления защитных сил организма, воспитания физически здорового и счастливого человека, ориентированного на приобретение ценностей безопасного и высоконравственного поведения. Авторами в статье доказывается тезис о том, что ведущая роль в сохранении и укреплении здоровья принадлежит, в первую очередь, самому человеку, его установкам на здоровый образ жизни, ценностям и нравственным ориентирам. Одна из важнейших проблем, связанных со здоровьем – это определение факторов его сохранения и укрепления. Поиск данных факторов имеет большую практическую значимость, поскольку позволяет целенаправленно управлять здоровьем как на уровне разных социальных групп, так и отдельных людей. Решение данной проблемы на сегодняшний день далеко от завершения, что обусловлено влиянием на человека множества разных аспектов. На основе анализа научных исследований, а также собственных наблюдений в статье представлена следующая классификация методов формирования ценностного отношения к здоровому образу, которая состоит из двух трех групп: методы формирования сознания, ориентированные на воспитание у подрастающего поколения глубокого понимания необходимости воспитания и формирования здорового образа жизни; методы организации деятельности и формирования опыта поведения, ориентированные на воспитание убеждений, чувства потребности в воспитании здорового образа жизни; методы, связанные с практической деятельностью по реализации воспитания здорового образа жизни.

Ключевые слова: старшеклассники, психолого-педагогические особенности, подростковый возраст, здоровый образ жизни.

Список источников:

  1. Воротилкина И.М., Баженова Н.Г., Баженов Р.И. Мотивация молодёжи к здоровому образу жизни // ЦИТИСЭ. 2023. № 1 (35). С. 231-249. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.1.19
  2. Гуацаева И.В. Формирование здорового образа жизни школьников // Мир современной науки. 2018. № 6 (52). С. 76-79. URL: https://www.elibrary.ru/vswhns  
  3. Елаева Е.Е., Крючков Д.Ю. Формирование основ здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных школ // Science Time. 2015. № 12 (24). С. 217-221. URL: https://www.elibrary.ru/vimlrf
  4. Кайгородов Б.В., Козачек О.В., Меркулова О.П. Особенности манипулятивной установки, самоотношения и взаимоотношений 14-15-летних подростков // Психология обучения. 2007. № 11. С. 51-63. URL: https://www.elibrary.ru/ilggdz
  5. Кронников Н.Д., Гармаев Ц.К. Факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни молодежи // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 10-1. С. 11-14. URL: https://www.elibrary.ru/wnemnz
  6. Макаров В.К., Борисова Е.А. Особенности самосознания подростков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2008. № 2. С. 71-79. URL: https://www.elibrary.ru/okkfgt
  7. Маратова А.М. Здоровый образ жизни – гармония жизни и здоровье человека // Наука и современность. 2013. № 22. С. 16-20. URL: https://www.elibrary.ru/roqthl
  8. Питель К.Д., Величко А.И. Значение здоровьесберегающих компетенций и их формирование средствами воспитания здорового образа жизни // Вопросы педагогики. 2022. № 4-1. С. 230-233. URL: https://www.elibrary.ru/yoddoz
  9. Прищепа А.А., Хабибуллин А.Б. Здоровый образ жизни и его составляющие: ключ к качественной жизни // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 104-12. С. 92-94. DOI: 10.18411/trnio-12-2023-678
  10. Романкина М.Ю., Боева О.И. Формирование здорового образа жизни у обучающихся в образовательных организациях // Наука и Образование. 2018. Т. 1, № 3-4. С. 13. URL: https://www.elibrary.ru/fmbcat
  11. Самсоненко Л.С., Шавшаева Л.Ю., Дроздова Н.В. Психолого-педагогические технологии работы с подростками: учебное пособие. — Оренбург: ОГПУ, 2021. — 96 с. URL: https://www.elibrary.ru/snlgxp
  12. Сибирева А.Р., Гумирова В.П. Диагностика и прогноз самоуправления подростка // Поволжский педагогический поиск. 2018. № 3 (25). С. 88-95. URL: https://www.elibrary.ru/ynjmjn
  13. Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Психология подросткового возраста: учебник и практики для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2019. — 406 с. URL: https://www.elibrary.ru/swsatd
  14. Цагараев К.А. Формирование положительной мотивации у школьников к здоровому образу жизни как педагогическая проблема // ЦИТИСЭ. 2022. № 4 (34). С. 21-29. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.4.02
  15. Щепкина О.И., Филипова В.Н., Китаева К.А. [и др.] Здоровый образ жизни, как возможность полноценной жизни человека // Система ценностей современного общества. 2011. № 17-2. С. 196-197. URL: https://www.elibrary.ru/rukkql

Библиографическая ссылка: Кочиева Э.Р., Чибирова А.Х. Психолого-педагогические особенности отношения подростков к здоровому образу жизни // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 53-62.