ISSN 2409-7616

Кучерук И.В.

СПЕЦИФИКА И РАЗНООБРАЗИЕ ТИПОВ ДИАЛОГА В ИСКУССТВЕ

УДК 37.01:7.01

Кучерук И.В.1 (Астрахань, Россия) — mark_9191@mail.ru

1Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева

Аннотация. Данная статья посвящена специфике и разнообразию типов диалога в искусстве. Выделяются такие спецификации диалога в искусстве как в основном, его опосредованный характер, поскольку медиатором выступает текст или произведение искусства, а также значимая роль в диалоге субъективированной составляющей в виде личностного культурного капитала и ресурса его субъектов. Этот своеобразный диалог развивается от внутреннего диалога до полилога или внутреннего диалогичного общения с другим человеком во внешней речи. Автором особо подчеркивается, что создание произведения искусства и интерпретация его смыслов возможны только с диалогических позиций. В развитии данной идеи в содержании статьи на основании осмысления диалогических концепций М. Бахтина, В. Библера, М. Бубера выделяются такие типы диалога как диалог творца со своим внутренним Я, диалог творца и заказчика, двунаправленный диалог зрителя и творца/творца-зрителя, творца и творца, творца и критика, зрителя и искусствоведа, зрителей друг с другом. Дается анализ особенностей каждого типа и его конкретные проявления в искусстве. Акцентируется внимание на том, что находящееся в центре их содержания произведение искусства является посланием, подлежащим   декодировке вдумчивым зрителем, как имеющим, так и не обладающим специальными познаниями, результатом которого является обретение личностного смысла произведения каждым участником. На основании проведенного исследования формулируется вывод о том, что в результате сложного полиструктурного диалога в искусстве происходит формирование новой культурной традиции, обогащение личностного культурного контекста, формирование эстетического ресурса вопрошающей личности.

Ключевые слова: диалог, медиатор, произведение искусства, экстериоризированный и интериоризированный типы диалога, символический язык диалога, амбивалентность, единое пространство, интерпретация смыслов.

 Список источников:

  1. Евченко Н.А., Березин С.В. Внутренний диалог «Я — Другое Я» как механизм развития личности // Известия Самарского НЦ РАН. 2011. Т. 13, № 2 (4). С. 858-862. URL: https://elibrary.ru/pflfjt
  2. Гоген П. Дневник художника. — М.: Аст, 2021. — 320 с.
  3. Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV-XVII веков. — М.: Изобразительное искусство, 1994. — С. 212-213.
  4. Бубер М. Я и Ты — Квинтэссенция: философский альманах / под ред. В. И. Мудрагея.  — М.: Наука, 1992.  – 350 с.
  5. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 544 с.
  6. Выготский Л.С. Психология искусства.  — М.: АСТ, 2019. — 480 с.
  7. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.   — М.: Алетейя, 2023. — 586 с.
  8. Бубер М. Два образа веры.  — М.: Республика, 1995.  — 380 с.
  9. Свешников А.В.  Алгоритмы композиционного мышления в станковой живописи. — М.: ВГИК, 2012.  — 352 с.
  10. Петров-Водкин К.  Пространство Эвклида. — М.: Азбука-Аттикус, 2019. — 384 с.
  11. Декер М. Клод Моне. — М.: Молодая гвардия, 2007. — 309 с.
  12. Суриков В.И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977. — 273 с.
  13. Ван Гог В. Письма к брату Тео. — М.: Эксмо, 2023. — 384 с.
  14. Шишкин И.И. Переписка. Дневник. Современники о художнике / сост, вступ. ст и примеч. И.Н. Шуваловой. — Л., 1978.
  15. Гришин М.В. «Японизм» рубежа XIX—XX века как общеевропейское культурное явление // Обсерватория культуры.  2015. № 2. С. 130-136. URL: https://elibrary.ru/tufuhd
  16. Салиенко А.П. «Маргинальное» в искусстве 1920-х годов. Влияние или отсутствие Кандинского // Вестник культурологии. 2019. № 4 (91). С. 81-85. URL: https://elibrary.ru/fieajb
  17. Шестак Я.М. Цифровизация художественного музея: хаб-концепция // Идеи и идеалы. 2019. Т. 11, № 4-2. С. 382-403. DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.4.2-382-403
  18. Жуковский В.И. О природе художественного знания, художнике, его произведении и зрителе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 3-2. С. 262-265. URL: https://elibrary.ru/tmjtff
  19. Рягузова Е.В. Коммуникация личности с художественным текстом как «Заслуженным собеседником» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, № 1 (41). С. 16-23. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-1-16-23

Библиографическая ссылка: Кучерук И.В. Специфика и разнообразие типов диалога в искусстве // ЦИТИСЭ. 2024. № 3. С. 537-547.