ISSN 2409-7616

Король А.М.

ПРОБЕЛЫ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ПО ИНФОРМАТИКЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ»

УДК 378.147

Король А.М.1 (Хабаровск, Россия) — 012037@pnu.edu.ru

1Тихоокеанский государственный университет

Аннотация. В статье исследуются возникающие у студентов педагогических направлений подготовки в ходе изучения дисциплины «Информационно-компьютерные технологии в профессиональной деятельности учителя» затруднения, связанные с пробелами остаточных школьных знаний по информатике. Актуальность темы исследования обусловлена возросшей в последнее время ролью учебной дисциплины «Информатика» в общей структуре общеобразовательной подготовки школьников и требованиями к формированию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в области информационно-коммуникационных технологий у специалистов различного профиля, в том числе будущих педагогических работников.  В ходе изучения причин и возможностей исправления пробелов остаточных знаний по информатике у студентов первых курсов, препятствующих качественному освоению специализированной дисциплины «Информационно-компьютерные технологии в профессиональной деятельности учителя», обоснованы причины появления пробелов остаточных знаний по информатике и обозначены комплексные пути решения указанной проблемы. Автор полагает, что системный подход к преподаванию информатики и информационно-коммуникационных технологий в школе и в вузе позволит студентам – будущим педагогам избежать в дальнейшем затруднений при изучении профильных специальных дисциплин, опирающихся на сформированные у них ранее ИКТ-компетенции. В статье представлены возможности восполнения пробелов школьных остаточных знаний и подходы к организации комплексного изучения курса информатики в вузе, предваряющего освоение профильной дисциплины «Информационно-компьютерные технологии в профессиональной деятельности учителя». Автор приходит к выводу о важности создания системы преподавания вводного теоретического курса с лабораторными и практическими занятиями с обязательным тестированием для поиска и устранения пробелов знаний и умений у студентов – будущих учителей.

Ключевые слова: информационно-компьютерные технологии, информатика и ИКТ, остаточные знания, пробелы, педагогические направления подготовки.

Список источников:

  1. Босова Л.Л. Современные тенденции развития школьной информатики в России и за рубежом // Информатика и образование. 2019. № 1(300). С. 22-32. URL: https://elibrary.ru/vvxqrg
  2. Босова Л.Л. 4.1. Информатика на уровне среднего общего образования: основные подходы к реализации / Л.Л. Босова, Н.Н. Самылкина // Актуальные вопросы методики обучения информатике в условиях цифровой трансформации образования. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2024. — С. 168-206. URL: https://elibrary.ru/nrwmxk  
  3. Ганичева Е.М. Работа над задачами по теме «Использование динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий» при подготовке обучающихся к ГИА по информатике / Е.М. Ганичева, О.Б. Голубев. – Вологда: Вологодский институт развития образования, 2022. – 76 с. URL: https://elibrary.ru/whaojq
  4. Голубев О.Б. Особенности подготовки обучающихся к единому государственному экзамену по информатике и ИКТ в 2021 году / О Б. Голубев, Е.М. Ганичева, О.Ю. Никифоров // Современные проблемы и перспективы обучения математике, физике, информатике в школе и вузе: Межвузовский сборник научно-методических трудов / Ответственный редактор С.Ф. Митенева. Том 4. — Вологда: Вологодский государственный университет, 2021. – С. 159-163. URL: https://elibrary.ru/yipcge
  5. Григорьев Ю.В., Фадеева К.Н., Санжикова С.Я. Анализ результатов пробного Единого государственного экзамена по информатике // Вестник науки. 2023. Т. 3, № 10(67). – С. 177-182. URL: https://elibrary.ru/ybkknm
  6. Григорьева М.А. Методика подготовки учащихся к единому государственному экзамену по информатике / М.А. Григорьева, Н.Д. Тамошина, П.А. Меренкова. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2021. — 88 с. URL: https://elibrary.ru/diiggi
  7. Дудина И.П., Коновалова А. Д. Подготовка учащихся к единому государственному экзамену по информатике (по разделу «Алгоритмизация и программирование») // Инновации. Наука. Образование. 2019. № 10(11). С. 7. URL: https://elibrary.ru/bmgfrk
  8. Ившина Е.М., Югова Н.Л. Анализ результатов единого государственного экзамена по информатике и ИКТ в г. Глазове // Вестник педагогического опыта. 2019. № 44. С. 73-77. URL: https://elibrary.ru/gmahdc
  9. Королева И.Ю., Авдеюк О.А., Дружинина Л.В. [и др.] Информатика в структуре обучения студентов не IT-специальностей технического вуза // Primo Aspectu. 2023. № 1(53). С. 79-85. URL: https://elibrary.ru/lvxyiw 
  10. Кадеева О. Е., Сырицына В. Н., Репш Н. В. [и др.] Краткий обзор качественной составляющей ЕГЭ по информатике в Приморском крае // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.  2019.  № 12(178).  С. 128-133. URL: https://elibrary.ru/bdhpta
  11. Миронова Е.С. Анализ опыта подготовки к ЕГЭ по информатике / Е. С. Миронова // Математика, информатика, физика: проблемы и перспективы: Сборник научных статей, Оренбург, 20–21 апреля 2023 года. – Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2023. — С. 526-530. URL: https://elibrary.ru/riwmfu
  12. Паникоровская О.В. Методика решения задач единого государственного экзамена по информатике // Общество. 2024. № 2-1(33). С. 100-102. URL:  https://elibrary.ru/lwilxe
  13. Хеннер Е.К. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников на ИТ-профессии // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 8. С. 37-60. URL: https://elibrary.ru/yzddbx 
  14. Чернова С.С., Чиглинцева С. А. Затруднения студентов при выполнении лабораторных работ по курсу информатики в техническом вузе // Молодой ученый.  2019.  № 51(289). С. 359-362. URL: https://elibrary.ru/lnafhe
  15. Чудинский Р.М. Входная оценка предметного содержания за курс информатики среднего общего образования у студентов 1 курса физико-математического факультета Воронежского государственного педагогического университета в 2019-2021 гг. // Известия Воронежского государственного педагогического университета.  2022. № 2(295). С. 64-71. URL: https://elibrary.ru/cfkruv

Библиографическая ссылка: Король А.М. Пробелы остаточных знаний студентов педагогических направлений подготовки по информатике при изучении дисциплины «Информационно-компьютерные технологии в профессиональной деятельности учителя»// ЦИТИСЭ. 2024. № 3. С. 528-536.