ISSN 2409-7616

Жакшылыков Б.А.

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КЫРГЫЗСТАНА

УДК 378

Жакшылыков Б.А.1 (Бишкек, Кыргызстан) — bekzhan.zhakshylykov@gmail.com

1Международный университет “Ала-Тоо”

Аннотация. В эпоху глобализации и интеграции образовательных систем разных стран академическая мобильность становится особенно важной для студентов вузов Кыргызстана, изучающих иностранные языки. В статье рассматривается, как академическая мобильность может способствовать языковой подготовке, культурной адаптации и профессиональному развитию студентов. Актуальность исследования обусловлена потребностью в усилении языковой подготовки, культурной адаптации и профессионального развития студентов через международные образовательные программы. Целью статьи является изучение роли академической мобильности в повышении языковой компетенции студентов, их межкультурной компетентности и профессиональных связей. Методы исследования включают анализ программ академической мобильности, их результатов и выявление основных вызовов, с которыми сталкиваются студенты. Особое внимание уделяется тому, как обучение за границей улучшает языковую компетенцию студентов через погружение в языковую среду, развивает их межкультурную компетентность и толерантность, а также укрепляет профессиональные и академические связи. Проведен анализ программ академической мобильности, их результатов и основных вызовов, с которыми сталкиваются студенты. На основе этого анализа предлагаем рекомендации по дальнейшему развитию и поддержке академической мобильности в Кыргызстане, которые будут способствовать модернизации образовательного процесса и повышению конкурентоспособности выпускников на международном рынке труда.

Ключевые слова: интеграция, академическая мобильность, образовательное пространство, иностранный язык, национальные системы образования.

Список источников:

  1. Алешкина О.В. Конкурентоспособность вуза в современных условиях // Доклады Башкирского университета. 2021. Т. 6, № 5. С. 346–350. DOI: 10.33184/dokbsu-2021.5.9
  2. Бабич А.В., Шевелева Н.А.  Академическая мобильность обучающихся: действующее правовое регулирование и практика его применения // Петербургский юрист. 2016. № 3. С. 180–189.
  3. Воловская Н.М., Плюснина Л.К. Выбор вуза иностранными студентами: мотивы, факторы и проблемы (по результатам социологических исследований) // Вестник НГУЭУ. 2021. № 4. С. 242–251. DOI: 10.34020/2073-6495-2021-4-242-251
  4. Грауманн О., Певзнер М.Н., Ширин А.Г. Новая идентичность вуза в условиях интернационализации образования // Высшее образование в России. 2009. № 6. С.123-131. URL: https://elibrary.ru/krrqjz
  5. Движение вверх // Студенческое обозрение. 2020.  № 03 (128). — С. 6.
  6. Леонтьев А.Н. Избранные педагогические произведения. — М.: Педагогика, 1983. —  251 с.
  7. Малых С.В. Академическая мобильность как ресурс интернационализации университетов // Научные заметки. Социология. 2018. № 3. С. 222-226.  URL: https://elibrary.ru/yxsqfv
  8. Международный университет Ала-Тоо. Развитие партнерства и возможности академической мобильности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://alatoo.edu.kg/en/blog/2023/10/11/  (Дата обращения: 15.07.2024)
  9. Международный университет имени К.Ш. Токтомаматова. ПОЛОЖЕНИЕ об организации академической мобильности студентов, магистрантов и аспирантов Международного университета им. К. Ш. Токтомаматова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://mnu.kg/wp-content/uploads/2023/10/polozhenie-akademicheskoj-mobilnosti.pdf  (Дата обращения: 15.07.2024)
  10. Меморандум о сотрудничестве по вопросам образовательного и научно-технологического сотрудничества на евразийском пространстве между Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством образования и науки Республики Армения, Министерством образования Республики Беларусь, Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь, Министерством образования и науки Кыргызской Республики.
  11. Муртазина Л.Г., Зиятдинова Ю.Н. Академическая мобильность как фактор развития международного сотрудничества исследовательского университета // Педагогическая и научная деятельность. 2011. № 19. С. 269-271. URL: https://elibrary.ru/ojkdkn
  12. Омуралиев У.К. Интернационализация высшего образования Кыргызстана: от академической мобильности до совместных образовательных программ // Экономика. Управление. Образование. 2019. № 1(8). С. 130-135. URL:  https://elibrary.ru/mlxlqk  
  13. Официальный сайт Сетевого университета Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ido.rudn.ru/su_sng/index.html (Дата обращения: 15.07.2024)
  14. Суетин А.Н. Повышение конкурентоспособности вуза: глобальные тенденции и современное состояние мирового рынка образовательных услуг // Фундаментальные исследования. 2020. № 6. С. 143–149. DOI: http://doi.org/10.17513/fr.42791
  15. Прохоров А.В. Бренд университета как основа территориального бренда // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 2 (36). С. 201-203. URL:  https://elibrary.ru/pceyyp
  16. Рябов Л.П. Инновационные процессы в системах высшего образования // Образовательная политика. 2006. №7. С.41-47.
  17. Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2015 № 3. С. 203-211. URL: https://elibrary.ru/vioikn
  18. Чавыкина М.А. Академическая мобильность в странах ЕАЭС: современное состояние и перспективы развития // Креативная экономика. 2017. Т. 11, № 9. С. 937
  19. Шакирова А.А., Валеева Р.А. Финансовая сторона академической мобильности: зарубежный опыт // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-5. С. 342-350.
  20. Юдахина Т. Г. Специфика преподавания иностранных языков в условиях перехода к Болонскому процессу в Кыргызстане. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://arch.kyrlibnet.kg/uploads/KGUSTA.JUDAHINA%20T.G..pdf (Дата обращения: 15.07.2024)
  21. Abubakar B., Shanka T., Muuka G. Tertiary Education: An Investigation of Location Selection Criteria and Preferences by International Students – The Case of Two Australian Universities // Journal of Marketing for Higher Education. 2010. Vol. 20, Issue 1. P. 49–68. DOI: 10.1080/08841241003788052
  22.  Li F., Qi H., Guo Q. Factors Influencing Chinese Tourism Students’ Choice of an Overseas PhD Program // Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education. 2021. Vol. 29. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jhlste.2020.100286
  23. Mazzarol T., Soutar G. N. «Push‐pull» Factors Influencing International Student Destination Choice // The International Journal of Education. 2002. Vol. 16, No. 2. P. 82–90. DOI: https://doi.org/10.1108/09513540210418403
  24. Miotto G., Del-Castillo-Feito Cr., Blanco-González A. Reputation and Legitimacy: Key Factors for Higher Education Institutions’ Sustained Competitive Advantage // Journal of Business Research. 2020. Vol. 112. Р. 342–353. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2019.11.076
  25. Sakhieva R., Semenova L., Muskhanova Is. [et al.] Academic Mobility of High School Students: Concept, Principles, Structural Components and Stages of Implementation // Journal of Sustainable Development. 2015. Vol. 8, No. 3. P. 256–262. DOI: 10.5539/jsd.v8n3p256

Библиографическая ссылка: Жакшылыков Б.А. Интеграционный потенциал академической мобильности студентов вузов Кыргызстана // ЦИТИСЭ. 2024. № 3. С. 517-527.