Рыбакова Е.В., Султанова Р.М., Гаязова Г.А.
СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ РЕСУРС МЕЖДУНАРОДНОГО СОЦИАЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
УДК 378.147
Рыбакова Е.В.1 (Уфа, Россия) — evrybakova19@mail.ru; Султанова Р.М.1 (Уфа, Россия) — gulshat_g@bk.ru; Гаязова Г.А.1 (Уфа, Россия) — sultanovar@list.ru
1Уфимский университет науки и технологий
Аннотация. Международный характер и интерязыковая, полилингвистическая ориентированность научных и социально-образовательных систем, процессов, перспективных моделей развития сферы исследований и дидактики априори заложены глобальным контекстом общественных отношений. В историческом плане, в текущей картине, в прогнозируемых реалиях – следует изучать, моделировать, методологически проектировать значимые аспекты научно-образовательных ресурсов, совмещая классические, инновационные компоненты научной и образовательной сферы с освоенных и не совсем изученных сторон. Так, трудности, ресурсы, психолого-педагогические подходы в системе адресной поддержки, интеграции, социально-образовательной и культурно-лингвистической инклюзии зарубежных студентов достаточно широко исследуются на всех уровнях моделирования и обеспечения: государственном, институциональном, методологическом, средовом, индивидуализированном. Недостаточно исследованы аспекты психолого-образовательной компенсации культурно-образовательных трудностей студентов из-за рубежа, а также сверхкомпенсационные механизмы международной научно-образовательной инклюзии, ещё одного нового направления в исследованиях и практике – что означает совершенствование внутренней экономики образовательных организаций и сред, — а также компоненты и ресурсы студенческих групп, носителей языка обучения, в полилингвистических, интеркультурных условиях обучения, что снижает эффективность актуализации скрытых возможностей и ограничивает профилактику внутреннего корпоративного и внешнего конфликтогенеза, межнациональной напряжённости культурно-образовательного пространства. Изучая и моделируя значимые процессы данного кластера, авторы статьи, исследователи кафедры педагогики ФГБОУ ВО УУНиТ раскрывают эффективные пути преодоления трудностей студентов и организаций в международном поле сотрудничества и при этом формируют условия саморазвития межнациональных образовательных систем и отношений, а также аксиологические ориентиры дальнейшей интернационализации образовательной сферы.
Ключевые слова: международное научно-образовательное сотрудничество, культурно-лингвистическая адаптация, интернационализация образования, трансполяция развивающих педагогических технологий, потенциал языковой инклюзии.
Список источников:
- Буевич А.П. Совершенствование механизма интернационализации в сфере образования для повышения эффективности современной системы подготовки кадров в России // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 7-2. С. 255-259. DOI: 10.17513/vaael.3589
- Nye J. Soft Power and Higher Education / Forum for the Future of Higher Education. — New York: Sage Publishing, 2017. — P. 4-11.
- Канунникова А.М., Мога И.С. Повышение международной конкурентоспособности высшего образования России // Вестник Евразийской науки. 2022. Т 14, № 2. URL: https://elibrary.ru/tbdjkd
- Минаева Е.А. Мобильность студентов и экспорт образования во время и после пандемии: вызовы и прогнозы // Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ. 2020. № 4. С. 90–95.
- Влияние пандемии COVID-19 на сектор высшего образования и магистратуру: международный, национальный и институциональный ответ / Аржанова И.В., Барышникова М.Ю., Заварыкина Л.В., Нагорнов В.А., Перфильева О.В. — М.: Благотворительный фонд В. Потанина, НФПК, 2020. — 23 с.
- Николаев В. К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 2. С. 149-166. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166
- Государственные программы образовательной мобильности в разных странах. Доклад Центра трансформации образования Московской школы управления Сколково / Н. Овчинникова, М. Зоткина, А. Гетманская. — М.: Центр трансформации образования Московской школы управления Сколково, 2019. — 108 с.
- Ефремова Л.И. Экспорт образования: глобальные тенденции будущего // Научно-практическая конференция «Экспорт российского образования: вызовы и достижения». — М.: РУДН, 2021. — 18 с.
- Черниговская Т.Г. Наша нейронная сеть — сложнейший механизм // Доктор.ру. 2017. № 1 (130). С. 9-10. URL: https://www.elibrary.ru/yfyokh
- Черниговская Т.Г. Никто не обещал, что искусственный интеллект будет на нас похож [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://spbu.ru/news-events/novosti/tatyana-chernigovskaya-nikto-ne-obeschal-chto-iskusstvennyy-intellekt-budet-na (Дата обращения: 01.06.2024)
- Baimuratov I., Lisanyuk E., Prokudin D. Description Logics 2023: Proceedings of the 36th International Workshop on Description Logics (DL 2023), — Rhodes: RWTH Aahen University, 2023. URL: https://www.elibrary.ru/gjqkqq
- Grigoriev E.N. Nonlinear educational process / E.N. Grigoriev, A.S. Valeev, S.R. Musin // E3S Web of Conference 295, 05018 (2021). WFSDI 2021. P. 1-7.
- Григорьев Е.Н. Инновации в профессиональном образовании: проблемы, подходы, педагогические технологии / Беликов В.А., Романов П.Ю., Байгутлин Р.Р. и др. – М.: Инфра-М, 2024. — 336 с. ISBN: 978-5-16-018875-1
- Игнатова О.В., Горбунова О.А. Международная образовательная миграция как средство привлечения инвестиций в экономику страны // Самоуправление. 2020. Т. 2, № 2 (119). С. 221-224. URL: https://www.elibrary.ru/qzuptt
- Канунникова А.М. Интернационализация высшего образования России в современных условиях // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15, № 2. URL: URL: https://www.elibrary.ru/sofomi
- Ефремова Л.И. Экспорт образования: глобальные тенденции будущего // Научно-практическая конференция «Экспорт российского образования: вызовы и достижения». — М.: РУДН, 2021. — 122 с. URL: https://www.elibrary.ru/awvuwr
- Рыбакова Е.В., Рыбаков Д.Г. Образование как культура международной интеграции // Известия Национальной Академии наук Кыргызской Республики. 2023. № S5. С. 95-100.
- Рыбакова Е.В., Рыбаков Д.Г., Султанова Р.М. [и др.] Система целевого тьютинга для иностранных абитуриентов и студентов на кафедре педагогики факультета психологии Башгу / В сборнике: Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов. — М.: Печатный цех, 2022. — С. 150-157. URL: https://www.elibrary.ru/wkwqwp
- Рыбакова Е.В., Султанова Р.М., Гаязова Г.А. Условия обеспечения резонансности образовательных систем / Современная наука как фактор и ресурс передового развития. — Петрозаводск: Новая Наука, 2023. — 164 с. URL: https://www.elibrary.ru/cbrxwm
Библиографическая ссылка: Рыбакова Е.В., Гаязова Г.А., Султанова Р.М. Системообразующий ресурс международного социально-образовательного сотрудничества // ЦИТИСЭ. 2024. № 3. С. 341-356.