ISSN 2409-7616

Адамская Л.В., Зязин С.Ю., Козачек А.В., Пешехонов А.М., Бакшеев А.И.

ВЛИЯНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ОГРАНИЧЕНИЙ, ВЫЗВАННЫХ COVID-19, НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378

Адамская Л.В.1 (Москва, Россия) — adamskaia@yandex.ru; Зязин С.Ю.2 (Москва, Россия) — wasatyay@mail.ru; Козачек А.В.3 (Тамбов, Россия) — avkozachek@list.ru; Пешехонов А.М.4 (Москва, Россия) — peshekhonov.a.m@mail.ru; Бакшеев А.И.5 (Красноярск, Россия) — baksh-ai@yandex.ru

1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

2Фонд реабилитации и ресоциализации гражданского населения «Свои».

3Тамбовский государственный технический университет

4Центр современного инновационного образования

5Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Аннотация.  Данная статья посвящена анализу влияния пандемии COVID-19 на образовательную миграцию и государственную политику в сфере образования. Рассматриваются ключевые аспекты образовательной миграции, включая академическую мобильность и трансграничное образование, а также их положительные и отрицательные последствия для стран-доноров и стран-реципиентов. В работе подробно исследуются изменения, произошедшие в системе высшего образования в результате вынужденного перехода на дистанционное обучение. Особое внимание уделяется проблемам, с которыми столкнулись преподаватели и студенты в новых условиях, таким как техническая неподготовленность, сложности в поддержании мотивации учащихся и обеспечении объективной оценки знаний. Предлагается ряд рекомендаций по повышению эффективности дистанционного обучения, включая разработку специализированных методик для иностранных студентов, создание качественных видеоматериалов и обеспечение защиты интеллектуальной собственности преподавателей. В статье также рассматриваются изменения в государственной политике различных стран в отношении образовательной миграции и дистанционного обучения. Отмечается, что многие государства адаптировали свои миграционные правила и инвестировали в развитие онлайн-платформ для привлечения иностранных студентов. Исследование прогнозирует формирование гибридной модели образования, сочетающей традиционное очное обучение с дистанционными форматами. Подчеркивается необходимость дальнейшего совершенствования образовательных технологий, методик преподавания и систем оценки знаний. В заключение отмечается, что, несмотря на вызовы пандемии, образовательная миграция остается важным фактором развития глобальной системы высшего образования. Адаптация к новым реалиям и эффективное использование цифровых технологий позволят создать более инклюзивную и гибкую образовательную среду, способную удовлетворить потребности студентов в меняющемся мире.

Ключевые слова: образовательная миграция, дистанционное обучение, пандемия, интернационализация, цифровизация, академическая мобильность, трансграничное образование, образовательная политика.

Список источников:

  1. Зайнуллин Л.И., Морозов А.В., Мухаметзянова Ф.Г. Феномен евразийского образовательного пространства: основные векторы развития // Образование и право. 2024. № 5. С. 447-452. DOI: 10.24412/2076-1503-2024-5-447-452
  2. Зайнуллин Л.И. Философско-методологические основания инклюзивного образования // Инклюзия в образовании. 2016. № 3 (3). С. 4-7. URL: https://elibrary.ru/xrzqcb
  3. Васильев В.Л., Устюжина О.Н., Ахметшин Э.М. [и др.] Модернизация системы высшего образования: уровни развития инновационной деятельности // Инновации. 2017. № 6 (224). С. 79-88. URL: https://elibrary.ru/ztpovf
  4. Zharov A.N., Beloglazova L., Bondarenko N.G. [et al.] Impact of the pandemic on the learning process of foreign students studying in Russia and prospects for educational migration // European Journal of Contemporary Education. 2022. Vol. 11(2). P. 582-591. DOI:10.13187/ejced.2022.2.582
  5. McGill J. International Student Migration: Outcomes and Implications // Journal of International Students. 2013. Vol. 3(2). P. 167-181. DOI: 10.32674/jis.v3i2.509  
  6. Chetro-Szivos J. Cross-border Tertiary Education: The Challenges and Opportunities for Intercultural Understanding // Journal of Intercultural Management.2010. Vol. 2(1). P. 5–22. DOI: 10.22159/ijoe.2024v12i3.50301
  7. Farrugia C.A., Lane J.E. Legitimacy in cross-border higher education: Identifying stakeholders of international branch campuses // Journal of Studies in International Education. 2012. Vol. 17. P. 414-432. DOI: 10.1177/102831531246437  
  8. Knight J. Internationalization: Three Generations of Crossborder Higher Education; New Developments, Issues and Challenges. Internationalisation of Higher Education and Global Mobility. Edited by B. Streitwieser. — Oxford: Symposium, 2014, pp. 43-58.
  9. Collins F.L. Researching Mobility and Emplacement: Examining Transience and Transnationality in International Student Lives // Area. 2012. Vol. 44. P. 296-304. DOI: 10.1111/j.1475-4762.2012.01112.x 
  10. Prazeres L. International and Intra-national Student Mobility: Trends, Motivations and Identity // Geography Compass. 2013. Vol. 7(77). P. 804-820. DOI: 10.1111/gec3.12080 
  11. Adnett N. The growth of international students and economic development: Friends or foes? // The Journal of Education Policy. 2010. Vol. 25(5). P. 625-637. DOI: 10.1080/02680931003782827
  12. Skovgaard-Petersen H. There and Back Again: Portability of Student Loans, Grants and Fee Support in a Free Movement Perspective // European Law Review. 2013. Vol. 38(6). P. 783–804.
  13. Зайнуллин Л.И., Зиганшина Л.К. Социокультурный феномен концепции культурной динамики // Казанский вестник молодых учёных. 2018. Т. 2, № 3 (6). С. 61-65. URL: https://elibrary.ru/xrolzr
  14. Gribble C. Policy options for managing international student migration: The sending country’s perspective // Journal of Higher Education Policy and Management. 2008. Vol. 30(1). P. 25-39. DOI: 10.1080/13600800701457830
  15. Oosterbeek H., Webbink D. Does studying abroad induce a brain drain? // Economica. 2011. Vol. 78(310). P. 347-366. DOI: 10.1111/j.1468-0335.2009.00818.x
  16.  Soon J.-J. The determinants of students’ return intentions: A partial proportional odds model // Journal of Choice Modelling. 2010. Vol. 3(2). P. 89-112. DOI:10.1016/S1755-5345(13)70037-X
  17. Романов П.Ю., Смирнова Л.В., Ахметшин Э.М. Потенциал формирования исследовательских умений обучающихся в трехуровневой системе образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 233-236. URL: https://elibrary.ru/yrxwpb

Библиографическая ссылка: Адамская Л.В., Зязин С.Ю., Козачек А.В., Пешехонов А.М., Бакшеев А.И. Влияние последствий ограничений, вызванных COVID-19, на развитие образовательной миграции и государственной политики в области образования // ЦИТИСЭ. 2024. № 3. С. 287-299.