Гузеева С.В.
ЯЗЫКОВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ И КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ИХ ПРЕОДОЛЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА
УДК 378
Гузеева С.В.1 (Москва Россия) — skurenkova@yandex.ru
1Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Аннотация. Статья посвящена проблеме преодоления языковых психологических барьеров при обучении английскому языку в юридическом университете. Цель статьи: анализ языковых психологических барьеров при обучении английскому языку в юридическом университете. В статье анализируются различные барьеры, указанные студентами юридического университета: внешние объективные барьеры, барьеры, связанные с поведением и компетенцией преподавателя, и, наконец, когнитивные, аффективные и личностные барьеры.В работе были использованы такие методы исследования как анализ научно-методических работ по проблеме исследования; метод анкетирования; обработка и интерпретация результатов исследования. В статье подчеркивается ведущая роль компетентности преподавателя в преодолении языковых психологических барьеров при изучении английского языка. С этих позиций новизна исследования состоит в предоставлении автором рекомендаций преподавателям английского языка по преодолению языкового психологического барьера: систематическая поддержка благоприятной эмоционально-психологической атмосферы, учет индивидуально-психологических особенностей студентов, повышение их самооценки, положительная оценка учебных достижений, создание ситуаций погружения в иноязычную среду, выбор правильной обучающей стратегии и т.д. Эффективными средствами автор называет использование на занятии языковых игр, «метода масок», изучение клишированных выражений, речевых формул, максимальное приближение общения на занятии к реальной жизни. Автор приходит к выводу, что преодоление языковых психологических барьеров является важным условием обеспечения успешного овладения студентами иноязычной компетентностью.
Ключевые слова: языковой психологический барьер (ЯПБ), английский язык (АЯ), изучение иностранных языков, студенты, юристы.
Список источников:
- Дроздова Н.В., Олекс М.Н. Структурно-динамическая модель формирования конструктивной стратегии преодоления студентом психологических барьеров в учебной деятельности // Образование и саморазвитие. 2015. № 4 (46). С. 39-42. URL: https://www.elibrary.ru/vilvkx
- Петрова Ю.А. Сущностные характеристики эмоционального барьера у студентов-лингвистов // Философия и наука в культурах Запада и Востока. Сборник ст. – Томск: Издательский Дом ТГУ, 2018. — С. 64-66. ISBN 978-5-94621-752-1
- Осипова А.А., Голубова В.М., Москаленко А.Е. [и др.] Концепт «психолого-познавательный барьер» в научно-психологическом дискурсе // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13, № 1. С. 51-60. URL: https://www.elibrary.ru/vxadjd
- Кондрашина В.В. Коммуникативные барьеры в современной образовательной практике // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10, № 1А. С. 113-122. DOI: 10.34670/AR.2021.25.12.015
- Подымов Н.А., Чжан Л., Нго Т.Н. Психологические барьеры в учебно-профессиональной деятельности студентов // Проблемы современного образования. 2018. № 3. С. 35-46. URL: https://www.elibrary.ru/jrswfw
- Новик В.Ю. Роль иностранного языка в формировании профессиональной компетентности специалиста-юриста // Актуальные проблемы социальной коммуникации. — Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2012. — С. 456-459. URL: https://www.elibrary.ru/swziav
- Седова Е.А. К вопросу о создании оптимальных условий для изучения иностранного языка в техническом вузе // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2014. № 10 (43). С. 14-18. DOI: 10.15350/2222-1484.2014.10.0003
- Идразова Э.С.-А. Основные особенности изучения иностранных языков в неязыковом вузе // Известия ЧГУ. 2022. № 3(7). С. 81-87. DOI: 10.36684/12-2022-27-3-81-87
- Фирсова И.В. Языковой барьер при обучении иностранному языку // Гуманитарные науки. 2013. №1 (9). С. 89-92. URL: https://www.elibrary.ru/rbokox
- Михайлова А.В. Влияние языкового барьера на обучение иностранному языку у студентов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11, № 5А. С. 107-112. DOI: 10.34670/AR.2022.48.31.014
- Агафонова Л.С. Языковой барьер как психологический феномен при изучении английского языка // Научные исследования и разработки: новое и актуальное. — Санкт-Петербург: Издательство ВВМ, 2021. — С. 168-171. URL: https://www.elibrary.ru/qzkmkr
- Полякова Л.О. Коммуникативно-языковые барьеры в иноязычном обучении студентов вузов как психолого-педагогическая проблема // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 3, Ч. 1. С. 199-202. URL: https://www.elibrary.ru/vsyayh
- Коробова Е.А. К вопросу о преодолении языкового барьера при подготовке студента-лингвиста // Иностранные языки в вузе и школе: сб. ст. — Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2017. — С. 44–45. URL: https://www.elibrary.ru/zicgrv
- Гузеева С.В., Матияшина К.Я. Психологические барьеры студентов при изучении юридического английского языка // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. № 10. С. 43-50. DOI: 10.17803/2311-5998.2021.86.10.043-050
- Брем Н.С. Особенности барьеров при изучении иностранного языка в языковой среде и вне ее // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9, № 3. С. 250–257. DOI: https://doi.org/10.17816/snv202093302
Библиографическая ссылка: Гузеева С.В. Языковые психологические барьеры и компетенции преподавателя по их преодолению в процессе изучения английского языка студентами юридического вуза // ЦИТИСЭ. 2024. № 3. С. 277-286.