ISSN 2409-7616

Савичева И.А., Терехова С.А.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 37.013

Савичева И.А.1 (Волгоград, Россия) — tikushina_irene@mail.ru; Терехова С.А.2 (Волгоград, Россия) — terehovasvitlana@yandex.ru

1Волгоградская академия Министерства  внутренних дел Российской Федерации

2Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Аннотация. Статья дает определение понятию «образовательная технология» и рассматривает виды современных образовательных технологий в России, а также современные теории обучения и образовательные системы, используемые за рубежом как синонимичные образовательным технологиям термины. Отмечается путаница в понимании терминов «образовательная технология», «метод» и «информационно-коммуникационные технологии» в работах современных авторов. В современном постковидном образовательном процессе активно используются такие образовательные технологии, как информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, модульные и технология сотрудничества. В статье характеризуются преимущества и недостатки использования искусственного интеллекта в современном образовательном процессе. Традиционные образовательные технологии, такие как личностно-ориентированное, проектное и интерактивное обучение, трансформируются в связи с технологическими, общественными и политическими изменениями в мире. В статье приводятся и анализируются современные теории обучения, на которых основывается образовательный процесс за рубежом: теории когнитивного, конструктивистского, бихевиористского, активного и совместного обучения. Отмечается, что теория совместного обучения появилась в зарубежной педагогике сравнительно недавно. В работе также характеризуются современные образовательные системы за рубежом: электронное обучение, перевернутое обучение, мобильное обучение, смешанное обучение, всепроникающее обучение, гибридное обучение и анализируются их преимущества и недостатки. Отмечается сходство термина «образовательная система» с отечественным термином «образовательная технология», чем объясняется частое перечисление отечественными авторами образовательных систем наряду с образовательными технологиями. В заключение авторы статьи делают вывод о неизбежности технологизации образовательного процесса и необходимости целесообразного использования современных образовательных технологий.

Ключевые слова: образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающая технология, интерактивное обучение, модульное обучение, личностно-ориентированное обучение, технология сотрудничества, проектная технология, перевернутое обучение, смешанное обучение.

Список источников:

  1. Баринова О.Ю. Современные образовательные технологии в обучении иностранному языку при подготовке сотрудников правоохранительных органов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. №. 1. С. 92-95. URL: https://www.elibrary.ru/uhytsh
  2. Горлова Я.В. Интерактивные методы как инновационные подходы в обучении // Мир педагогики и психологии. 2023. № 4 (81). С. 99-109. URL: https://www.elibrary.ru/ntiddw
  3. Гулина Н.В. Современные образовательные технологии и методики в преподавании английского языка // Мировая наука. 2023. №. 2 (71). С. 81-85. URL: https://www.elibrary.ru/gouywh  
  4. Евенко Е.В., Гливенкова О.А. Цифровая трансформация образования и современные образовательные технологии // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023. Т. 15,  №. 4. С. 83-92. DOI: 10.47370/2078-1024-2023-15-4-83-92
  5. Калонова З.А. Инновационные образовательные технологии в преподавании русского языка // Science and innovation. 2023. Т. 2(14). С. 449-452. DOI: 10.5281/zenodo.10159329
  6. Караева З.С., Ашырмырадова М.Г. Современные образовательные технологии в подготовке специалистов будущего // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. №. 4-2 (79). С. 200-204. DOI: 10.24412/2500-1000-2023-4-2-200-204
  7. Карпова А.В. Современные образовательные технологии в переподготовке специалистов // Физик: ученый, педагог, наставник. — Саратов: Саратовский источник, 2023. — С. 173-176. URL: https://www.elibrary.ru/wjxzzs
  8. Рудинский И.Д., Давыдов А.В. Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения //Вестник науки и образования Северо-запада России. 2021. Т. 7, №. 1. С. 44-52. URL: https://www.elibrary.ru/cjausk
  9. Anderson T., Rivera-Vargas P. A Critical look at Educational Technology from a Distance Education Perspective // Digital Education Review. 2020. Vol. 34. P. 208-229. DOI:10.1344/der.2020.37.208-229
  10. Bedenlier S., Bond M., Buntins K. [et al.] Facilitating student engagement through educational technology in higher education: A systematic review in the field of arts and humanities // Australasian Journal of Educational Technology. 2020. Vol. 36. P. 126-150. DOI:10.14742/ajet.5477
  11. Criollo-C S., Guerrero-Arias A., Jaramillo-Alcázar A. [et al.] Mobile Learning Technologies for Education: Benefits and Pending Issues // Open Journal of Applied Sciences. 2021 Vol. 11(9). 4111. DOI: https://doi.org/10.3390/app11094111
  12. Gill Su.S., Xu M., Patros P. [et al.] Transformative Effects of ChatGPT on Modern Education: Emerging Era of AI Chatbots // Internet of Things and Cyber-Physical Systems. 2023. Vol. 4. P. 19-23. DOI: 10.1016/j.iotcps.2023.06.002
  13. Haleem A. Javaid M., Qadri M.A. [et al.] Understanding the Role of Digital Technologies in Education: A review // Sustainable Operations and Computers. 2022. Vol. 3. P. 275-285. DOI: 10.1016/j.susoc.2022.05.004
  14. Morel G.M., Spector, J.M. Foundations of Educational Technology: Integrative Approaches and Interdisciplinary Perspectives (3rd ed.). — New York: Routledge, 2022. — 278 p. DOI: 10.4324/9781003268406
  15. Tuma F. The use of educational technology for interactive teaching in lectures //  Annals of Medicine and Surgery. 2021. Vol. 62. P. 231-235. DOI: 10.1016/j.amsu.2021.01.051

Библиографическая ссылка: Савичева И.А., Терехова С.А. Современные образовательные технологии // ЦИТИСЭ. 2024. № 3. C. 234-244.