Подлесная М.М.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ
УДК 378.1
Подлесная М.М.1 (Москва, Россия) — podlesnaya_m_m@my.mgimo.ru
1Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос индивидуализации обучения иностранному языку в вузе с применением цифровых технологий. Актуальность исследования обусловлена тем, что, несмотря на многочисленные работы, связанные с персонализацией обучения, студенты редко выбирают индивидуальные формы работы для освоения программы по иностранному языку. В работе использовались методы анкетирования и анализа. Проведенный опрос студентов МГИМО МИД России (n=125) был направлен на выявление отношений студентов к возможности выбора индивидуальных форм изучения иностранного языка в рамках программы, определение трудностей и возможности их преодоления средствами цифровых технологий. Анализ полученных результатов показал, что затруднения вызывают отсутствие языковой среды, недостаточная практика устной речи и необходимость освоения больших объемов информации в сжатые сроки. Большинство респондентов положительно относятся к возможности выбора уровня сложности программы, темпа ее освоения и использования цифровых технологий в изучении иностранного языка. Хотя 68% опрошенных позитивно воспринимают идею использования электронного учебника в виде приложения на личном гаджете, только 23% студентов готовы отказаться от печатного варианта учебных материалов. Автор делает вывод о позитивном отношении студентов к индивидуализации обучения с применением цифровых технологий, что будет способствовать повышению эффективности профессиональной языковой подготовки.
Ключевые слова: индивидуализация обучения, цифровые технологии, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный образовательный маршрут, Массовые открытые онлайн курсы, электронный учебник.
Список источников:
- Абдалина Л.В. Персонализированное образование: вопросы оптимизации субъектного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-3. С. 4-7. URL: https://elibrary.ru/nffucf
- Азимов Э.Г. Электронные учебники по русскому языку как иностранному: современное состояние и перспективы развития // Русистика. 2020. Т. 18, № 1. С. 39-53. DOI: 10.22363/2618-8163-2020-18-1-39-53
- Белянкова Е.И. Использование электронных учебников в профессиональном образовании (зарубежный опыт) // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 5 (45). С. 282-289. URL: https://elibrary.ru/wrziib
- Богачевский В.М., Куприна Т.В. Использование ChatGPT в обучении грамматике английского языка // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 2(67). С. 306-313. URL: https://elibrary.ru/tzuadf
- Воевода Е.В., Шпынова А.И. Применение технологий искусственного интеллекта при изучении делового английского (на примере письменных заданий) // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 5 (102). С. 237-240. DOI: 10.24412/1991-5497-2023-5102-237-240
- Гаджиева Л.А. Использование систем искусственного интеллекта при обучении иностранному языку студентов бакалавриата // Балтийский гуманитарный журнал. 2023. № 3 (44). С. 26-30. DOI: 10.57145/27129780_2023_12_03_05
- Гейзерская Л.А. Цифровые образовательные технологии в обучении иностранному языку // Научные междисциплинарные исследования. 2020. № 2.2. С. 93-102.
- Гриншкун В.В., Заславский А.А. Отечественный и зарубежный опыт организации образовательного процесса на основе построения индивидуальных образовательных траекторий // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2020. № 1 (51). С. 8-15. DOI: 10.25688/2072-9014.202
- Евтеев С.В., Ионова А.М. Индивидуальные образовательные траектории обучения иностранному языку в вузе // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2022. Т. 28, № 3. С. 62-69. DOI: 10.18287/2542-0445-2022-28-3-62-69
- Заец Т.В., Воевода Е.В. Моделирование смешанного обучения на этапе ранней языковой профессионализации // Казанский педагогический журнал. 2022. № 5 (154). С. 58-66. DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.007
- Зубков А.Д. МООК как решение проблемы смешанного обучения в ходе освоения учебной дисциплины «Иностранный язык» // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 5 (96). С. 18-20. DOI: 10.24412/1991-5497-2022-596-18-20
- Игнатов К.Ю. Электронное представление печатного учебника и электронный учебник иностранного языка // Шатиловские чтения. Цифровизация иноязычного образования: Сборник научных трудов. – СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. — С. 179-185. DOI: 10.18720/SPBPU/2/id20-312
- Камалеева А.Р. Электронный учебник как элемент цифровизации образования // Материалы международной научно-практической конференции «Гуманитарный вектор образования в эпоху цифровизации». – Казань, Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2021. — С. 149-153. URL: https://elibrary.ru/dyrcnh
- Козырева О.А. Проектирование индивидуального образовательного маршрута студентов вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 7 (160). С. 10-16. URL: https://elibrary.ru/ucubal
- Колесниченко А.Н. Применение цифровых технологий при обучении лексике иностранного языка в высшей школе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6, Вып. 2. С. 298-303. DOI: 10.30853/ped210023
- URL: https://elibrary.ru/wevapf
- Н.Е., Растова Я.Г. Структурная модель построения индивидуального образовательного маршрута различных категорий студентов колледжа // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 11 (101). Ч. 3. С. 196-199. DOI: 10.23670/IRJ.2020.101.11.109
- Al Fadda H. The Relationship Between Self-Regulations and Online Learning in an ESL Blended Learning Context // English Language Teaching. 2019. Vol. 12, No. 6. P. 87-93. DOI:10.5539/elt.v12n6p87
- Baig M., Gazzaz Z.J., Farouq M. Blended Learning: The impact of blackboard formative assessment on the final marks and students’ perception of its effectiveness // Pakistan Journal of Medical Sciences. 2020. Vol. 36(3). P. 327-332. DOI: 10.12669/pjms.36.3.1925
- Dmitrenko T.A., Akhmadullin A.A. Current trends in teaching a foreign language in the digital era // Training, Language and Culture. 2023. Vol. 7, No. 4. P. 16-23. DOI: 10.22363/2521-442X-2023-7-4-16-23
Библиографическая ссылка: Подлесная М.М. Индивидуализация и цифровизация обучения иностранному языку глазами студентов // ЦИТИСЭ. 2024. № 3. C. 223-233.