ISSN 2409-7616

Ланина С.Ю.

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ ПО СРЕДСТВАМ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 378.147

Ланина С.Ю.1 (Благовещенск, Россия) — swetl.lanina@yandex.ru

1Благовещенский государственный педагогический университет

Аннотация. Статья посвящена вопросу включения, в процессе организации образовательного процесса, студента педагога в социально-культурную деятельность. Рассмотрены основные формы социальной деятельности, которые могут быть использованы при организации образовательного процесса при подготовке педагога. К ним, согласно М.С. Кагана относятся: ценностно-ориентированная форма деятельности; преобразовательная форма деятельности; познавательная форма деятельности; коммуникативная форма деятельности; эстетическая форма деятельности. Каждая из указанных форм деятельности подробно описана. Проведено соотнесение социально-культурной деятельности с образовательной технологией «Обучение служением». Проанализирован учебный план по направлению подготовки 44.03.05 – Педагогическое образования, профиль «Технология», профиль «Экономика» с целью выделения дисциплин и практик, в рамках которых студенты могут осуществлять различные виды деятельности, которые относятся к социально-культурным и согласуются с образовательной технологией «Обучение служению». Так в процессе изучения дисциплины «Методика декоративно-прикладного творчества», обучающиеся могут выполнять, по запросу заказчиков, следующие виды деятельности: Проведение мастер-классов, занятий, кружков для детей и взрослых, в социальных учреждениях (декоративная роспись изделия; вышивание; кружевоплетение; лоскутная пластика и т.п.). Организация и осуществление различной социально-культурной деятельности, в процессе обучения, позволят студента повысить свой профессиональный уровень, формировать необходимые компетенции, ощутить значимость и необходимость своей будущей профессии.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, студенты, высшая школа, подготовка педагога, «Обучение служением».

Список источников:

  1. Ярошенко Н.Н. Педагогика социально-культурной деятельности: институциональная основа и теоретический базис // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 6(104). С. 107-124. DOI: 10.24412/1997-0803-2021-6104-107-124
  2. Наумова Т.В. М.С. Каган: системный подход как основа в исследовании человеческой деятельности // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 32. С. 118-126. URL: https://www.elibrary.ru/mvdnol
  3. Рябова Т.В. Социально-культурные практики в системе средств развития личности // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 4(41). С. 152-158. DOI: 10.30725/2619-0303-2019-4-152-158
  4. Кирьякова А.В., Каргапольцева Н.А., Белоновская И.Д. [и др.] Университет как среда инновационных взаимодействий // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 8-9. С. 115-124. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-115-124
  5. Суржиков М.А., Усенко А.М., Самыгин С.И. Курс «обучение служением» как инновационная Российская образовательная методика // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2023. Т. 16, № 2. С. 275-283. DOI: 10.17213/2075-2067-2023-2-275-283
  6. Печегина Т., Яшина А. «Обучение служением». Мировой тренд приходит в Россию // Позитивные изменения. 2023. Т. 3, № 3. С. 15-25. URL: https://www.elibrary.ru/fiipke
  7. Нам Т.А., Смирнов М.В. Социально значимые технологии в профессиональном образовании на примере «Обучение служением» // Вопросы методики преподавания в вузе. 2024. Т. 13, № 1. С. 99-115. DOI: 10.57769/2227-8591.12.1.07
  8. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Образование в XXI веке: воспитание, обучение и служение обществу // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2024. № 4. С. 11-19. DOI: 10.20339/AM.04-24.011
  9. Затеева Н.А. Взаимодействие с работодателями как пространство формирования профессиональных компетенций обучающихся // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2020. № 2(14). С. 136-141. DOI: 10.31443/2541-8874-2020-2-14-136-141
  10. Ахмадова З.М. Формирования творческой активности студенческой молодёжи средствами проектирования социально-культурной деятельности в условиях вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-1. С. 23-26. URL: https://www.elibrary.ru/efslhv
  11. Жаркова А.А. Формирование профессиональной направленности личности студента в учебно-творческом процессе вуза культуры // Казанский педагогический журнал. 2019. № 6(137). С. 48-53. URL: https://www.elibrary.ru/mpxydb
  12. Акулич Е.М., Бондарчук Д. А. Социально-культурные возможности проектного подхода как способа профессионального развития студентов творческого вуза // Успехи гуманитарных наук. 2021. № 7. С. 7-11. URL: https://www.elibrary.ru/phuexy
  13. Медведь Э.И., Киселева О.И. Актуализация совершенствования профессионально-ориентированной подготовки студентов к воспитательной работе в условиях педагогического вуза // Антропологическая дидактика и воспитание. 2022. Т. 5, № 4. С. 70-80. URL: https://www.elibrary.ru/vglzla
  14. Николина В.В., Фефелова О.Е. Социокультурная практика в современном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. С. 143. URL: https://www.elibrary.ru/wiqdap
  15. Горлова Н.И., Старовойтова Л.И. «Обучение служением (действием)» как эффективная методика организации учебного процесса через социально-полезную деятельность в современном образовательном учреждении // ЦИТИСЭ. 2023. № 2(36). С. 226-235. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.2.19

Библиографическая ссылка: Ланина С.Ю. Подготовка педагога в современном вузе по средствам организации социально-культурной деятельности //  ЦИТИСЭ. 2024. № 3. C. 205-211.