ISSN 2409-7616

Воевода Е.В., Бабаев В.Я.

РОЛЬ КУРСА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОФИЛЯ

УДК 378+37.01

Воевода Е.В.1 (Москва, Россия) — elenavoevoda@yandex.ru; Бабаев В.Я.1 (Ташкент, Узбекистан) — babaev_v_a@my.mgimo.ru

1Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ

Аннотация. Неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки студента-международника является формирование профессионального мировоззрения, предполагающее становление системы ценностей и ориентиров от которых зависит будущая профессиональная деятельность выпускника. Значительная роль в этом процессе принадлежит курсу иностранного языка, являющегося существенным компонентом учебной программы вуза международного профиля. Цель статьи – определить значимость курса иностранного языка в формировании профессионального мировоззрения студентов вуза международного профиля. Исследование опирается на результаты опросов студентов филиала МГИМО-Ташкент (N=55), позволившие определить отношение студентов к роли иностранного языка в будущей профессиональной деятельности и дать оценку значимости различных видов аудиторной и внеаудиторной работы для формирования профессионального мировоззрения. Анализ результатов опроса показал приоритетную значимость статусного, мотивационно-интенционального и аксиологического компонентов профессионального мировоззрения специалиста международного профиля и ведущую роль курса иностранного языка в их формировании. Выявлена необходимость разъяснения студентам цели выполнения каждого вида аудиторной и внеаудиторной работы в связи с будущей профессиональной деятельностью. Проведенное исследование продемонстрировало существенную роль аудиторной и внеаудиторной работы на иностранном языке в формировании профессионального мировоззрения студента-международника.

Ключевые слова: профессиональное мировоззрение, специалист международного профиля, иностранный язык, профессиональный дискурс.

Список источников:

  1. Богданова И.А., Федотова И.Г., Толстопятенко Г.П. Реализация кросс-культурного характера юридического перевода при обучении языку специальности юристов-международников // Гуманитарные и социальные науки, 2020. № 2. С. 131-137. DOI: 10.18522/2070-1403-2020-79-2-131-137  
  2. Волкова Е.В. Дискуссионный клуб иноязычного общения как форма факультативной работы в вузе // Universum: психология и образование. 2017. № 5 (35). С. 14-17. URL: https://www.elibrary.ru/ymrdmv
  3. Карпов В.В. Формирование профессиональной идентичности студентов-международников // Современное педагогическое образование. 2019. № 7. С. 16-19. URL: https://elibrary.ru/xddscn
  4. Кизима А.А. Организация профессиональной языковой пропедевтики экономистов-международников // Современное педагогическое образование. 2020. № 2. С. 96-100. URL: https://elibrary.ru/sjogft
  5. Леденева Т.В., Зинкевич Н.А. Проблемы обучения современных студентов реферированию иноязычного текста // Филологические науки в МГИМО. 2020. № 3 (23). С. 80-87. DOI: 10.24833/2410-2423-2020-3-23-80-87
  6. Меркиш Н.Е. Анализ использования аутентичных текстов медиасферы в целях профессиональной подготовки студентов-международников // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 6. С. 161-178. DOI: 10.15293/2658-6762.2106.09
  7. Нехаева О.Г., Борисова А.А. Деловые игры как способ развития negotiating skills на английском языке // ЦИТИСЭ. 2019. 2(19). URL: https://elibrary.ru/kaivyy
  8. Нюдюрмагомедов А.Н., Савзиханова М.А., Абдурагимова Л.А. Интенция в развитии профессионального мировоззрения студентов // The scientific heritage. 2021. № 72. С. 39-42. DOI: 10.24412/9215-0365-2021-72-4-39-42
  9. Садовски М.В. Мировоззрение: культурологический аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 4 (42), ч. 1. С. 163-165. URL: https://elibrary.ru/rzsqbr
  10. Семак В.В. Формирование понятия «профессиональное мировоззрение личности» как теоретическая проблема: генезис и современное состояние // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4 (77). С. 232-234. URL: https://elibrary.ru/gvchnl
  11. Семенов Г.В., Тимофеев С.А., Федотова О.Д. Профессиональное мировоззрение как практическая задача и тема научного дискурса: особенности теоретических подходов в зарубежной педагогике // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 1. URL: https://elibrary.ru/lutkup
  12. Сорокина А.С., Кузьмин В.В., Сорокин А.Ю. [и др.] Профессиональное мировоззрение: сущность и содержание // Современное педагогическое образование.  2023. № 2. С. 308-316. URL: https://elibrary.ru/yvvfcz
  13. Табаринцева-Романова К.М. Культура в международных отношениях: дипломатия, безопасность, конфликт // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3. Общественные науки. 2018. Т. 13, № 3 (179). С. 60-66. URL: https://elibrary.ru/ylhqjn
  14. Туркина Т.С. Принципы формирования профессионального мировоззрения у студентов ссуз // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. № 1(2). С. 126-131. URL: https://elibrary.ru/ntnsth
  15. Шакин Д.А. Профессиональное мировоззрение vs мировоззрение профессионала // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 1.1. DOI: 10.17513/spno.30512
  16. Diachkova Y., Sazhko L., Shevchenko L. [et al.] Global Issues in ESP Classroom: Challenges and Opportunities in Higher Education // Arab World English Journal (AWEJ). 2021. Vol. 12, No. 1. P. 388-400. DOI: 10.24093/awej/vol12no1.26
  17. Islamova M.Sh. The Possibilities of Forming a Professional Worldview // Texas Journal of Multidisciplinary Studies. 2022. No. 4. P. 136–139.
  18. Iswati L., Triastuti A. Voicing the challenges of ESP teaching: Lessons from ESP in non-English departments //  Studies in English Language and Education. 2021. Vol. 8, No. 8.1. P. 276-293. DOI: 10.24815/siele.v8i1.17301  
  19. Samorodova E., Belyaeva I., Bragina T. From Foreign Languages to a Profession: The Professional Identity Formation During the Lessons of a Foreign Language for Special Purposes (Lexical and Professional Aspects) // Journal of Education Culture and Society. 2022. No. 13.1. P. 127–142. DOI: 10.15503/jecs2022.1.127.142
  20. Septiana I., Yani J.J.A.   The Challenges of Teaching for English Specific Purposes in Higher Education //  Jurnal Ilmiah BINA BAHASA. 2018. Vol. 11, No. 1. P. 22-31.
  21. Smaoui A. The impact of teaching materials on intercultural competence development: a mixed-method study // The Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. 2022. Vol. 10, No. 1. P. 75-88. DOI: 10.22190/JTESAP2201075S
  22. Stefanova A. Studying the ESP needs of students of economics and socio-political studies // The Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. 2021. Vol. 9, No. 4, Special Issue. P. 627-642. DOI: 10.22190/JTESAP2104627S   
  23. Trubitzina O., Kubacheva K., Baeva T. Improvement of the students’ motivation in forming professional foreign language competence // The Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. 2022. Vol. 10, No. 3. P. 421-429. DOI: 10.22190/JTESAP2203421T

Библиографическая ссылка: Воевода Е.В., Бабаев В.Я. Роль курса иностранного языка в формирования профессионального мировоззрения студентов вуза международного профиля //  ЦИТИСЭ. 2024. № 3. C. 191-204.