ISSN 2409-7616

Ланина С.Ю.

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

УДК 377.112.4

Ланина С.Ю.1 (Благовещенск, Россия) — swetl.lanina@yandex.ru

1Благовещенский государственный педагогический университет

Аннотация. Статья посвящена вопросу развития креативного мышления студентов учреждения среднего профессионального образования при изучении экономических дисциплин. Темпы развития социально-экономической жизни, информационно-коммуникационных и цифровых технологий, оказывают существенное влияние на требования к выпускникам как среднего профессионального образования, так и высшего образования. Одной из важнейших компетенций, помимо профессиональных, становится умение нестандартно, нешаблонно мыслить. Именно поэтому, еще в процессе получения среднего или высшего образования, у студентов должно развиваться креативное мышление. В статье описаны основные черты, операции, способности, присущие креативному мышлению выделяемые отечественными и зарубежными исследователями. Сформулировано авторское определение креативного мышления. Выделены условия, способствующие формированию и эффективному развитию креативного мышления при организации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования. Подробно рассмотрены некоторые из заданий, которые могут быть использованы при изучении экономических дисциплин, такие как: «Словесная ассоциация»; «За и против»; «10+10»; «Метод Уолта Диснея»; «Последствия ситуации». Представлены результаты исследования уровня развития креативного мышления по методике Дж. Брунера, проводимого со студентами частного некоммерческого профессионального образовательного учреждения «Покровский горный колледж» обучающиеся на направлении подготовки «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в горной отрасли», который показал необходимость развития у них креативного мышления. Описан пример использования метода «Ментальных карт» при изучении темы «Безработица», направленного на развитие креативного мышления.

Ключевые слова: креативное мышление, студенты, учреждения среднего профессионального образования, экономические дисциплины.

Список источников:

  1. Бабаян A.B., Гусев A.A. Креативное мышление и его формирование у студентов вуза // Язык и культура в эпоху интеграции научного знания и профессионализации образования. 2023. № 4-2. С. 159-164. URL: https://elibrary.ru/njftke
  2. Бородина Т.Ф. Развитие креативного мышления студентов как актуальная задача высшего образования // Вестник педагогических наук. 2021. № 7. С. 86-90. URL: https://elibrary.ru/rszjvr
  3. Логинова О.Б. Особенности заданий для формирования и оценки креативного мышления // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 2, № 5(79). С. 160-173. URL: https://elibrary.ru/qipbpb
  4. Попова Я.А. Создание условий, способствующих развитию креативного мышления учащихся // Поволжский вестник науки. 2021. № 1(19). С. 98-101. URL: https://elibrary.ru/fqprzf
  5. Сафонова Е.С. Формирование креативного мышления в процессе обучения бакалавров по направлению подготовки педагогическое образование // Педагогические науки. 2021. № 3(108). С. 44-47. URL: https://elibrary.ru/ozvano
  6. Дугина Г.Р. Развитие креативного мышления у студентов СПО через профессионально ориентированные задачи // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 4(24). С. 12-17. URL: https://elibrary.ru/yypnwe
  7. Максимова С.М. Трансформация профессиональных компетенций предпринимателя в условиях современной экономики // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9, № 2-1. С. 106-116. DOI: 10.25799/AR.2019.91.2.009
  8. Макарова Л.Н., Рожкова С.В. Диагностический инструментарий оценки развития креативного мышления студента // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24, № 179. С. 7-19. DOI: 10.20310/1810-0201-2019-24-179-7-19
  9. Кариева К.У., Әбдірей Л.А. Методы развития и оценки креативности обучающихся // Central Asian Scientific Journal. 2022. № 9(13). С. 3-11. URL: https://elibrary.ru/mfytpm
  10. Оржековский П.А., Степанов С.Ю. Стратегии развития системы образования  // Педагогика. 2022. Т. 86, № 10. С. 5-16. URL: https://elibrary.ru/jmqlab
  11. Козьяков Р.В. Концепции креативного мышления и основные подходы к его изучению // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11, № 4. С. 117-126. DOI: 10.17759/jmfp.2022110410
  12. Елькина Е.Л., Черокова А.В. Алгоритм развития креативности в процессе профессиональной подготовки студентов // Учебный эксперимент в образовании. 2024. № 1(109). С. 15-25. DOI: 10.51609/2079-875X_2024_1_15
  13. Истомина Е.Р., Козьяков Р.В. Технологии развития креативного мышления// Вестник Академии управления и производства. 2023. № 4. С. 390-397. URL: https://elibrary.ru/ksyqzs
  14. Ланина С.Ю., Плащевая Е.В., Иванчук О. В. Формирование профессиональных компетенций обучающихся учреждений среднего профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-3. С. 146-149. URL: https://elibrary.ru/gckybr
  15. Ешенкулова Д.Б., Сихынбаева Ж.С., Жолдасбекова Д.А. [и др.] Развитие креативного мышления студентов в процессе обучения // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. 2021. № 1. С. 274-278. DOI: 10.33514/1694-7851-2021-1-274-278

Библиографическая ссылка: Ланина С.Ю. Развитие креативного мышления студентов учреждения среднего профессионального образования при изучении экономических дисциплин //  ЦИТИСЭ. 2024. № 3. C. 171-179.