ISSN 2409-7616

Вагнер М.-Н.Л., Овезова У.А.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИКТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

УДК 372.881.1

Вагнер М.-Н.Л.1 (Москва, Россия) — wagner.monica@gmail.com; Овезова У.А.1 (Москва, Россия) — umeda_77@mail.ru

1Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

Аннотация. В статье исследовано использование средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как важной составляющей развития навыков аудирования студентов в процессе иноязычного образования. Выяснено понятие «информационно-коммуникационные технологии». Предложены критерии отбора средств ИКТ, которые могут применяться для развития навыков аудирования студентов как важного условия речевого общения. Рассмотрены вопросы коммуникативной компетентности и ее роли в процессе обучения студентов в вузах. Акцентировано внимание на важности аудитивной ориентированности во время обучения иностранному языку (ИЯ). Предложены эффективные средства ИКТ для развития навыков аудирования, в частности использование виртуальных обучающих платформ, интерактивных виртуальных сценариев, подкастов и аудиокниг, интерактивных задач, технологий распознавания языка, языковых приложений, онлайн-лекций и видеоматериалов, демонстрирующих различные подходы к использованию ИКТ при развитии навыков аудирования студентов в процессе иноязычного образования. Отдельное внимание уделено упражнениям на развитие навыков аудирования с применением средств ИКТ, способствующих развитию умений воспринимать и понимать на слух, совершенствованию правильного произношения и расширению словарного запаса, в частности, использование аудиозаписей для прослушивания диалогов, аудиокниг на иностранном языке, интерактивных аудиоигр; создание упражнений с использованием современных интернет-платформ. Отмечено, что использование средств ИКТ для развития навыков аудирования у студентов является необходимым условием иноязычного обучения. Акцентировано, что средства ИКТ потенциально могут стимулировать совершенствование коммуникативных умений, положительно влияющих на организацию всего процесса речевого образования через большую информативность, достоверность, наглядность, интенсификацию обучения.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), иностранный язык (ИЯ), методика обучения, аудирование, аудитивные навыки, коммуникативная компетентность, иноязычное образование.

Список источников:

  1. Югова М.А. Из опыта создания ЭОР по иностранному языку в электронной информационно-образовательной среде вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65–1. С. 319-323. URL: https://elibrary.ru/sfqxdx
  2. Даниелян Н.В. Рациональность использования ИКТ при обучении иностранным языкам // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 2 (34). С. 206-213. URL: https://elibrary.ru/wtgnif
  3. Ляшенко М.С., Минеева О.А. Исследование эффективности ресурсов Moodle для организации самостоятельной работы студентов в контексте изучения иностранного языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 162-166. DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0037
  4. Sinas S., Lin S.S.P. Usage of English materials from the Internet to improve students’ language performance // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 134. P. 193-200. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.04.239
  5. Park B., Flowerday T., Brünken R. Cognitive and affective effects of seductive details in multimedia learning // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 44. P. 267-278. DOI: 10.1016/j.chb.2014.10.061
  6. Костюченко М.В., Трутнев А.Ю. Интернет-ресурсы при изучении английского языка // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 1. С. 181-185. URL: https://elibrary.ru/yopiec
  7. Ягубова А.С. Обучение аудированию студентов первого курса факультета иностранных языков // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 3 (60). С. 379-386. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.60.345
  8. Семенов А.А. Обучение студентов аудированию на иностранном языке с использованием интернет-ресурсов в неязыковом вузе // Вестник Российского университета кооперации. 2013. № 4 (14). С. 107-109. URL: https://elibrary.ru/sewlbn  
  9. Kondrateva I.G., Safina M.S., Valeev A.A. Listening as a method of learning a foreign language at the non-language faculty of the university // International Journal of Environmental & Science Education. 2016. Vol. 11 (6). P. 1049-1058. DOI: 10.12973/ijese.2016.374a
  10. Chattaraj D. Strategies for facilitating listening skills among foreign language learners in US universities // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. 2020. Vol. 19 (4). P. 150-169. DOI: 10.26803/ijlter.19.4.10
  11. Заболотнева О.Л., Кожухова И.В. Некоторые приемы обучения аудированию студентов языковых факультетов // Концепт. 2021. № 3. С. 40-52. URL: https://elibrary.ru/ntnvvx
  12. Абрамова И.Е., Шишмолина Е.П. Обучение аудированию студентов неязыковых специальностей // Преподаватель XX ВЕК. 2019. № 3. С. 72-81. URL: https://elibrary.ru/ocjjqy 
  13. Языкова Е.В., Митяева Н.В. Информационно-коммуникационные технологии в формировании навыков аудирования на англиском языке у преподавателей вузов и специалистов производственной сферы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2011. № 4 (11). C. 175-177. URL: https://elibrary.ru/okcokj
  14. Safa M.A., Rozati F. The impact of scaffolding and nonscaffolding strategies on the EFL learners’ listening comprehension development // The Journal of Educational Research. 2017. Vol. 110 (5). P. 447-456. DOI: 10.1080/00220671.2015.1118004
  15. Kök İ. Relationship between listening comprehension strategy use and listening comprehension proficiency // International Journal of Listening. 2018. Vol. 32 (3). P. 163-179. DOI: 10.1080/10904018.2016.1276457
  16. Малярова И.А. Обучение аудированию на уроках английского языка и типология упражнений для развития этого вида речевой деятельности // Молодой ученый. 2018. № 48 (234). С. 311-313.

Библиографическая ссылка: Вагнер М.-Н.Л., Овезова У.А. Использование средств ИКТ для развития навыков аудирования студентов // ЦИТИСЭ. 2024. № 3. C. 15-24.