Трофимов А.В., Рапацкая Л.А.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА ХХ ВЕКА
УДК 372.8:784
Трофимов А.В.1 (Москва, Россия) — tav_adm74@mail; Рапацкая Л.А.1 (Москва, Россия) — la.rapackaya@mpgu.su
1Московский педагогический государственный университет
Аннотация.Вокальное искусство требует от певца и преподавателя вокала высокого профессионального мастерства. Кроме мощного, наполненного разными красками голоса, нужна изощренная техника, верное понимание музыкальной формы произведения, эстетический вкус и способность раскрыть все эти качества непосредственно в сценическом исполнении. В процессе профессионального обучения певцов важная роль отводится формированию вокальных навыков. Формирование вокального таланта и его функционирование до сих пор продолжают оставаться во многом неразгаданной областью музыкальной педагогики. Голосовые возможности, остаются скрытыми от прямого наблюдения, их нельзя отрегулировать или настроить так же легко, как другие музыкальные инструменты. Одним из важных показателей конкурентоспособности исполнителя является также вокально-речевая подготовка, которая прежде всего проявляется в исполнении вокальных сочинений на языке оригинала, что обусловливает необходимость соответствующей подготовки. А от преподавателя требуется умение передать свои знания и умения обучающимся. Данная статья посвящена вопросам значения отечественных вокальных методикам постановки голоса в ХХ веке. Автором рассмотрены отечественные вокальные методики известных вокальных педагогов ХХ века, таких как: В.М. Луканин, Л.Б. Дмитриев, В.П. Морозов. Сделана попытка анализа педагогических приемов и научных достижений, позволяющие вокальному педагогу и ученику найти наиболее удобный и кратчайший путь, в формировании профессионального певческого голоса.
Ключевые слова: отечественные вокальные методики, вокальный педагог, научные достижения, В.М. Луканин, Л.Б. Дмитриев, В.П. Морозов.
Список литературы:
- Асафьев Б.В. Избранные труды, т.1. Избранные работы о М.И. Глинке. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1952. — 400 с.
- Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. — М.: Музыка, 1968. — 675 c.
- Луканин В.М. Обучение и воспитание молодого певца / Составитель и редактор Е.Е. Нестеренко. — Л.: Музыка, 1977. — 88 с.
- Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники., — М.: Московская консерватория$ Институт психологии РАН, 2008. — 592 с. ISBN 978-5-89598-218-1
- Рапацкая Л.А. Духовный анализ музыки в контексте педагогики музыкального образования: теория и практика // Музыкальное искусство и образование. 2022. Т. 10, № 1. С. 9-24. URL: https://www.elibrary.ru/asasfj
- Рапацкая Л.А. Культурологический подход в музыкальном образовании: история и перспективы развития // Ценности и смыслы. 2016. № S6. С. 6-14. URL: https://www.elibrary.ru/xrpomx
- Смирнова Д.Д. Музыкально-педагогические принципы русской вокальной школы и развитие теории вокального искусства в России // Научная палитра. 2020. № 2 (28). С. 36. URL: https://www.elibrary.ru/uyddgo
- Малашенко Е.П. Вокально-речевая подготовка певца в процессе обучения академическому вокалу // Музыкальное искусство и образование. 2023. Т. 11, № 2. С. 66-80. URL: https://www.elibrary.ru/wojsps
- Архипенко С.В. Воспитание духовно-нравственной культуры в процессе занятий вокалом // Гуманитарное пространство. 2024. Т. 13, № 2. С. 50-55. URL: https://elibrary.ru/fknjso
- Караблина С.И. О роли педагога в творческом становлении вокалиста. В сборнике: Образовательная парадигма современной творческой педагогики. Сборник статей. — Москва: Перспектива, 2022. — С. 99-103. URL: https://elibrary.ru/qnlkaz
- Дядянова Е.А. Специфика применения индивидуально-личностного подхода в обучении академическому вокалу // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2022. Т. 21, № 4 (165). С. 104-110. DOI: 10.17922/2071-5323-2022-21-4-104-110
- Мелихова В.Н. Русская вокальная школа: история и традиции // Образовательный форсайт. 2024. № 1 (21). С. 95-100. URL: https://www.elibrary.ru/drmvjp
- Цзяхуй Е. Акустическое строение голосового аппарата в аспекте современного исполнительства // Научная палитра. 2019. № 2 (24). С. 35. URL: https://www.elibrary.ru/lgaltd
- Васильев Ю.А. Резонансная техника речевого голоса и чувство импровизации // Театрон. Научный альманах Санкт-Петербургской академии театрального искусства. 2014. № 2 (14). С. 90-100. URL: https://www.elibrary.ru/tfrjmr
- Пантелеева И.А. К проблеме терминологического анализа понятия «Вокальные навыки» / В сборнике: Дегтярёвские чтения: проблемы хорового воспитания и исполнительства. Сборник материалов IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. — Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2019. — С. 170-174. URL: https://www.elibrary.ru/clfmrk
Библиографическая ссылка: Трофимов А.В., Рапацкая Л.А. Отечественные вокальные методики постановки голоса ХХ века // ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 527-534.