Берман Н.Д.
ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 378.147
Берман Н.Д.1 (Хабаровск, Россия) — nina.berman@mail.ru
1Тихоокеанский государственный университет
Аннотация. Быстрое технологическое развитие влияет на все сферы общества и нашу повседневную жизнь. В современном мире каждый должен понимать основы базовых технологий, а также возможности и потенциальные проблемы, которые они несут. В эпоху цифровизации, информатика, программирование и другие компьютерные науки стали своего рода базовой грамотностью, сопоставимой по важности с традиционными навыками чтения, письма и счета. Чтобы добиться успеха в этом меняющемся мире, студентам нужно уметь критически мыслить и решать сложные и нечетко определенные проблемы, быть адаптируемыми, чувствительными к изменениям, уметь использовать возможности компьютеров для решения сложных проблем. Одним из подходов к обучению этим навыкам является формирование вычислительного мышления. Развитие вычислительного мышления у студентов становится все более актуальной задачей образования в связи с масштабной цифровой трансформацией общества и экономики, а также растущей потребностью в эффективных методах решения сложных задач. Целью данной работы является рассмотрение преимуществ и проблем применения вычислительного мышления, практической необходимости его формирования у студентов вуза. Вычислительное мышление выходит за рамки информационных дисциплин и программирования и также применяется в различных областях, в которых студенты учатся системному и аналитическому подходу в решении проблем. Развитие вычислительного мышления у студентов способствует приобретению навыков, позволяющих им комплексно подходить к решению различных проблем в эпоху цифровых технологий. Специалисты с развитыми навыками вычислительного мышления востребованы в связи с их способность решать сложные проблемы и разрабатывать инновационные подходы к решению задач.
Ключевые слова: вычислительное мышление, критическое мышление, цифровые компетенции, технологии, цифровые технологии, декомпозиция, распознавание образов, абстракция, алгоритмы, обобщение, информатика, программирование, образование.
Список источников:
- Берман Н.Д. Роль информационных технологий в развитии навыков вычислительного мышления // Мир науки. Педагогика и психология, 2019. Т. 7, № 2. С. 2. URL: https://elibrary.ru/qspctw
- Филимонов Д. В. О развитии вычислительного мышления и Agile-практиках в образовательном процессе учреждений высшего образования // Университетский педагогический журнал. 2022. № 2. С. 61–65. URL: https://elibrary.ru/dyccof
- Букушева А.В. Вычислительное мышление в вузе: обзор исследований // В сборнике: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. Материалы VI Международной научной конференции в трех частях. — Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. — С. 195-197. URL: https://elibrary.ru/cituql
- Файзрахманов Т.Р. «Вычислительное мышление» как вторая грамотность в современном цифровом образовании и обществе // Электронные библиотеки. 2023. Т. 26, № 4. С. 570–587. URL: https://elibrary.ru/znkmse
- Wing J. M. Computational Thinking // Communications of the ACM. 2006. Vol. 49, No. 3. Р. 33–35. URL: https://www.cs.cmu.edu/~15110-s13/Wing06-ct.pdf
- Esteve-Mon F.M., Ángeles Llopis M., Adell-Segura J. Digital Competence and Computational Thinking of Student Teachers // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2020. Vol. 15, No. 02. P. 29–41. DOI: 10.3991/ijet.v15i02.11588
- Hallström J., Vries M. Programming and Computational Thinking in Technology Education: Swedish and International Perspectives. Brill, 2024. — 344 p. DOI: https://doi.org/10.1163/9789004687912
- Операциональное определение вычислительного мышления для образования K-12. [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.iste.org/docs/ct-documents/computational-thinking-operational-definition-flyer.pdf (Дата обращения: 20.04.2024)
- Хеннер Е.К. Вычислительное мышление // Образование и наука. 2016. № 2 (131). С. 18-33. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-2-18-33
- Берман Н.Д. Формирование вычислительного мышления в процессе обучения студентов вуза // Russian Journal of Education and Psychology. 2020. Т. 11, № 1. С. 16–19. URL: https://www.elibrary.ru/osgrmk
- Чигиринская Н.В., Григорьева О.Е., Бочкин А.М. [и др.] Вычислительное мышление будущего инженера: понятийный аппарат и опыт формирования в техническом вузе // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 2. С. 205–211. DOI: 10.17513/snt.39546
- Castro L.M.C., Douglas K.A. Computational Thinking frameworks used in Computational Thinking assessment in higher education. A systematized literature review, 2021 ASEE Virtual Annual Conference. DOI:10.18260/1-2—36824
- Загитова А.И. Проблемы обучения программированию и пути совершенствования курсов программирования в вузах // Экономика и социум. 2017. № 6-2 (37). С. 779–782. URL: https://elibrary.ru/zfdytx
- Похорукова М.Ю. Особенности обучения программированию IT-специалистов на первом курсе // Современное педагогическое образование. 2023. № 10. С. 460–463. URL: https://elibrary.ru/iaijkn
- Фокин Р.Р. Основные проблемы изучения программирования в современной высшей школе // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 10-1. С. 186–190. URL: https://elibrary.ru/cpwhqs
- Клунникова М.М. Методика развития вычислительного мышления студентов при изучении курса «Численные методы» на основе смешанного обучения // Информатика и образование. 2019. № 6. С. 34–41. DOI: 10.32517/0234-0453-2019-34-6-34-41
- Берман Н.Д. Вычислительное мышление // ЦИТИСЭ. 2019. № 3 (20). С. 26. URL: https://elibrary.ru/uxjwip
- Кудрявцева Л.Б. Формирование алгоритмического мышления студентов // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2022. № 4 (49). С. 94–101. URL: https://elibrary.ru/snpmea
Библиографическая ссылка: Берман Н.Д. Преимущества и проблемы применения вычислительного мышления в образовании // ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 271-278.