ISSN 2409-7616

Жумадилова М.Т.

СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРИЮТЕ ДЛЯ БЕЖЕНЦЕВ

УДК 37.01

Жумадилова М.Т.1 (Новосибирск, Россия) — mahabat.777@mail.ru

1Новосибирский государственный педагогический университет

Аннотация. Введение. В современной обстановке перманентных вооруженных конфликтов не иссякает поток беженцев по всему миру, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем проблема сохранения национальной идентичности в связи с вышеобозначенным социально-политическим фактом приобретает актуальность в современной науке, подчёркивая возрастающий интерес, к изучению национального фактора. Представленные условия, поставили перед образовательным и научным сообществом, а также государственными органами необходимость переосмысления накопившегося опыта в отечественной теории воспитания по сохранению национальной идентичности детей в социальных учреждениях. Цель статьи: определить условия сохранения национальной идентичности в Новониколаевском приюте для беженцев в первой четверти 20-го столетия. Методология и методы исследования. Теоретико-методологической основой статьи послужили труды отечественных и зарубежных ученых, в которых исследованы концептуальные аспекты национальной идентичности, раскрыты аспекты психолого-педагогической адаптации детей беженцев в обществе, проанализирован региональный историко-педагогический опыт воспитания детей разных социальных групп, а также комплексные исследования культурных компонентов нации. Методами исследования является анализ теоретических источников и архивных свидетельств Государственного архива Новосибирской области. Обсуждение результатов исследования. В результате проведённого исследования было выяснено, что сохранение национальной идентичности было сформировано средствами трудового, религиозного воспитания, а также продолжением изучения национальной языковой культуры в рамках нового общества. Заключение. В виду изложенного материала автор выделил следующие условия сохранения национальной идентичности в Новониколаевском приюте для детей беженцев. Во-первых, средством религиозного воспитания дети и члены национальных общин в зависимости от вероисповедания могли посещать религиозную организацию. Во-вторых, средством трудового воспитания были созданы предметы, связанные с этнической направленностью. Также важнейшим инструментом в реализации государственной политики являлось создание национальных (этнокультурных школ).

Ключевые слова: воспитание, национальная идентичность, дети-сироты, дети беженцев, беженцы, приют для беженцев, социальные учреждения, социальная педагогика, социальная защита детей.

Список источников:

  1. Психология детей, возвращенных из зон боевых действий // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 5 (134). С. 173-180. URL: https://elibrary.ru/kejahg
  2. Колесник Е.А. Стратегии занятости беженцев и вынужденных мигрантов: региональный аспект // Управленческое консультирование. 2023. № 5 (173). С. 40-62. DOI: 10.22394/1726-1139-2023-5-40-62
  3. Кузнецов К.А., Щелин П.А. Национальная идентичность и устойчивая государственность // Сравнительная политика. 2014. № 1(14). С. 31-36. URL: https://elibrary.ru/rtzspp
  4. Лаврентьева З.И. Воспитательная деятельность классного руководителя с детьми мигрантов в процессе информатизации образования // Информация и образование: границы коммуникаций. 2023. № 15 (23). С. 45-47. DOI: 10.59131/2411-9814_2023_15(23)_45
  5. Морозова И.Г. Социокультурная адаптация детей-беженцев к образовательной среде учебного заведения // Педагогическое образование и наука. 2023. № 2. С. 105-110. DOI: 10.56163/2072-2524-2023-2-105-111
  6. Ново-Николаевск – Новосибирск, 1909-1919. 10 лет на службе городу: Новониколаевская Городская Дума в документах и материалах / В.И. Баяндин, Е.А. Мамонтова, Ю.Г. Мартынова, Л.С. Пащенко, И.В. Щеглов, А.Н. Юмина; отв. ред. В.И. Баяндин; ОГУ ГАНО, Некоммерч. партнёрство «Центр архивных технологий». — Новосибирск: ЗАО ИПП «Офсет», 2008. — 565 c.
  7. Памятная книжка Комитета ее императорского величества великой княжны Татианы Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий. — Петроград: гос. тип., 1915.
  8. Савинов Д.Г. Археологические формы «тюркизации» населения Западной Сибири в историческом контексте // Вестник Томского государственного университета. История. 2016. № 4 (42). С. 27-31. DOI: 10.17223/19988613/42/5
  9. Швецова А.В. Национальная идентичность как социокультурный феномен // Обсерватория культуры. 2017. Т.14, № 6. C. 653-661. DOI: 10.25281/2072-3156-2017-14-6-653-661
  10. Щепкин М.И. Беженцы и организация помощи им в связи с работами Особого совещения. — М.: Московская гор. тип., 1916. — 98 с.
  11. He Y., Bettez S.C., Levin B.B. Imagined community of education: Voices from refugees and immigrants // Urban Education. 2017. Vol. 52, No. 8. P. 957-985. DOI: 10.1177/0042085915575579
  12. Markkula N. et al. Use of health services among international migrant children–a systematic review // Globalization and health. 2018. Vol. 14, No. 1. P. 1-10. DOI: 10.1186/s12992-018-0370-9
  13. Rutter J. Refugee children in the UK. — McGraw-Hill Education (UK), 2006. – 16 p.
  14. Shenoda S. et al. The effects of armed conflict on children // Pediatrics. 2018. Vol. 142. No.  6. DOI: 10.1542/peds.2018-2585  
  15. Thommessen S.A.O.T., Todd B.K. How do refugee children experience their new situation in England and Denmark? Implications for educational policy and practice //Children and Youth Services Review. 2018. Vol. 85. P. 228-238. DOI: 10.1016/j.childyouth.2017.12.025
  16. Von Werthern M., Grigorakis G., Vizard E. The mental health and wellbeing of Unaccompanied Refugee Minors (URMs) // Child abuse & neglect. 2019. Vol. 98. P. 104-146. DOI: 10.1016/j.chiabu.2019.104146

Библиографическая ссылка: Жумадилова М.Т. Сохранение национальной идентичности как цель воспитательной работы в приюте для беженцев // ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 74-83.