ISSN 2409-7616

Зырянова И.М., Генварева Ю.А., Марченкова Н.Г.

МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА

УДК 378.147

Зырянова И.М.1 (Омск, Россия) — zyrianovaim2@mail.ru; Генварева Ю.А.2 (Оренбург, Россия) — genvar@mail.ru; Марченкова Н.Г.3 (Оренбург, Россия) — nata_nata1973@mail.ru

1Омский государственный университет путей сообщения

2Самарский государственный университет путей сообщения

3Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина

Аннотация. В данной научной статье авторами рассматривается проблема формирования общекультурных и цифровых компетенций студентов технических специальностей инженерного вуза. В качестве решения данной проблемы ученые предлагают рассмотреть метод учебных проектов. Метод учебных проектов является эффективным средством формирования общекультурных и цифровых компетенций у студентов младших курсов инженерного вуза. Этот метод позволяет студентам применять полученные знания на практике, развивать навыки работы в команде, аналитическое мышление, креативность и самостоятельность. Работа над учебными проектами способствует повышению мотивации студентов к учебе, так как они видят конкретный результат своего труда и его применимость в решении прикладных задач. Метод проектов направлен на вовлечение студентов в активную самостоятельную деятельность (планирование, самоорганизация, самооценка, коррекция результатов). Кроме того, метод учебных проектов способствует развитию коммуникативных навыков студентов, так как они вынуждены общаться друг с другом, а также с преподавателями и специалистами из разных областей. Цифровые компетенции также активно развиваются при работе над учебными проектами, так как студенты используют современные информационные технологии для решения задач. Они учатся работать с базами данных, программами для моделирования и анализа данных, а также развивают навыки программирования. Авторами приводится опыт использования метода проектов в учебном процессе инженерного вуза. Размещена методика оценивания индивидуальной проектной (реферативной) деятельности студента, а также оценочный лист, содержащий характеристику достоинств и недостатков подготовленности студентов, что позволяет снять возможное эмоциональное напряжение при подведении итогов, объективно оценить результаты индивидуальной работы. Метод учебных проектов выступает эффективным инструментом формирования общекультурных и цифровых компетенций у студентов младших курсов инженерного вуза и способствует их успешному профессиональному развитию.

Ключевые слова: метод проектов, компетенции, естественнонаучные дисциплины, студенты младших курсов, методика оценивания.

Список источников:

  1. Климов А.А., Заречкин Е.Ю., Куприяновский В.П. Влияние цифровизации на систему профессионального образования // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2019. Т. 15, № 2. С. 468-476. DOI: 10.25559/SITITO.15.201902.468-476
  2. Зырянова И.М. Голованова О.А. Мониторинг учебных достижений по химии студентов инженерного вуза // Вестник Омского университета. 2015. № 1(75). С. 55-62. URL: https://www.elibrary.ru/tqirhh
  3. Романова Г.В. Подходы к развитию креативности у студентов инженерных вузов // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. С. 70. URL: https://www.elibrary.ru/lzzhbn
  4. Зырянова И.М. Особенности организации учебной деятельности студентов первого курса инженерного вуза в условиях цифровизации образования // Наукосфера. 2022. № 5-1. С. 29-36. URL:  https://www.elibrary.ru/eexdig
  5. Генварева, Ю. А. Современные подходы к преподаванию математики в техническом вузе / Ю. А. Генварева, Н. Г. Марченкова // ЦИТИСЭ. 2023. № 2(36). С. 50-57. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.2.04
  6. Немова Я.С.Профессионально-творческая самореализация личности как категория профессиональной успешности в образовании // Вестник науки и образования.  2019. № 15 (69). С. 86-88.  URL: https://www.elibrary.ru/fgqrln
  7. Шутенко Е.Н. Концепция самореализации студенческой молодежи в условиях информатизации вузовской подготовки // Образование и саморазвитие. 2015. № 4 (46). С. 9-15. URL: https://www.elibrary.ru/vilvhv
  8. Харина Г.В., Алешина Л.В., Мирошникова Е.Г. Разработка проектного метода изучения химии в профессионально-педагогоческом вузе // Научный диалог. 2017. №8. С.413-425. URL: https://www.elibrary.ru/vdvmcp
  9. Щербакова Д.А. Получение газобетона // Материалы V Всерос. студ. конф. с междунар. участием: в 3 ч. / Омский гос. ун-т путей сообщения; отв. ред. С. Г. Шантаренко. – Омск.: Омский государственный университет путей сообщения, 2018.  — С. 238-243. URL: https://www.elibrary.ru/ymuewt
  10. Алексютин Д.А. Коррозия на электрифицированных железных дорогах. Защита // Студент: наука, профессия, жизнь»: Материалы X всероссийской студенческой научной конференции с международным участием: в 5 ч. / Омский гос. ун-т путей сообщения; отв. ред. С. Г. Шантаренко. — Омск.: Омский государственный университет путей сообщения, 2023.  Ч. 5.  —  С. 313 -318. URL: https://www.elibrary.ru/ftdxti
  11. Шляхунова Д.Е. Гипсовые вяжущие материалы и их применение / Д.Е. Шляхунова, Е.Д. Пластинина // Студент: наука, профессия, жизнь»: Материалы X всероссийской студенческой научной конференции с международным участием: в 5 ч. / Омский гос. ун-т путей сообщения; отв. ред. С.Г. Шантаренко. — Омск. Омский государственный университет путей сообщения, 2023. —  С. 208-213. URL: https://www.elibrary.ru/bwghnn
  12. Егорова Ю.Н. Факторы и риски успешной самореализации студента в образовательном пространстве вуза / Ю.Н. Егорова, Ю.А. Генварева // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики. — Уфа: Аэтерна, 2016. — С. 61-76.  URL: https://www.elibrary.ru/vwtrel
  13. Бова Т.И., Дроздович Е.Н., Кузьменко О.И. Об организации дифференцированного обучения математике будущих инженеров // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. 2018. №4. С.72-75. DOI: 10.25206/2542-0488-2018-4-72-77
  14. Даммер М.Д. Технология продуктивного обучения физике студентов технического вуза // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 5 (158).  С. 107-130. DOI: 10.25588/CSPU.2020.158.5.008
  15. Теличева Е.Г. О роли проектной деятельности обучающихся в структуре инновационного вуза // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 434-443. DOI: 10.25588/CSPU.2020.158.5.008

Библиографическая ссылка: Зырянова И.М., Генварева Ю.А., Марченкова Н.Г.  Метод учебных проектов как средство формирования общекультурных и цифровых компетенций студентов младших курсов инженерного вуза // ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 52-63.