Агапова Г.В.
О ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
УДК 37.014
DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.63
Агапова Г.В.1 (Воронеж, Россия) — agapova7186@yandex.ru
1Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Аннотация. Проблема формирования конструктивной гражданской позиции подрастающего поколения в силу ее потенциальной значимости для российского общества, в настоящее время, является одной из наиболее актуальных, так как в этот период развития личности самая благодатная пора для воспитания гражданина и патриота своей страны. В качестве ценностных оснований воспитания, организуемого в системе военно-политической работы, выступает идея патриотизма, она, безусловно, нуждается в общегосударственной идеологии, полноценно сформулированной, отражающей интересы российского социума и служащей вектором его развития. Воспитательная работа в Вооруженных Силах, направленная на развитие патриотизма и гражданственности, является одной из главных составляющих реформирования армии на современном этапе, когда существенно возрастают роль и значение духовного фактора как основополагающего и стабилизирующего начала в жизни армии. Специфика воинской службы в сочетании с патриотическим воспитанием защитников Отечества определяет значимость духовного фактора для армии, который проявляется в смысле и назначении воина. Успех подготовки к несению воинской службы во многом зависит и от степени самореализации каждого военнослужащего в процессе выполнения ими повседневных обязанностей. Реализация аксиологического подхода к военно-патриотическому воспитанию в отечественной педагогике на современном этапе продиктована такими факторами, как осознание важности непреходящей ценности твердой гражданской позиции, патриотизма для граждан России в особенности в современной ситуации для призванных защищать рубежи своей Родины в непростой военно-политической обстановке.
Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, аксиологический подход, гражданская позиция, патриотизм, родина, отечество.
Список источников:
- Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе: учеб. пособие. — М.: Айрис-пресс, 2015. — 150 с.
- Асриев А.Ю., Лопуха А.Д., Лопуха Т.Л. Воспитание курсантов в системе военно-политической работы: монография. — Новосибирск: НВВКУ, 2020. — 158 с
- Беспятова Н.К., Романова Г.А. Цели воспитания: история и современность // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-1. С. 40-43. URL: https://www.elibrary.ru/xqnyai
- Саенко Л.А., Наволокин И.И., Цыганков Д.С. Педагогические условия формирования ценностного отношения к военной службе и мотивации к военно-профессиональной деятельности у старшеклассников // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023. № 6 (99). С. 175-181. DOI: 10.37493/2307-907X.2023.6.22
- Военно-политическая работа: учебное пособие / Д.А. Ендовицкий, Ю.Н. Коренчук, В.Г. Шамаев. — М.: КНОРУС, 2021. — 416 с.
- Зеленков М.Ю. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск, воинских формирований и органов: учебник. — М.: ИНФРА, 2019. — 498 с.
- Чёрный С.П., Савин А.П. Педагогическая среда воспитания патриотизма в условиях трансформации системы образования // Современное педагогическое образование. 2024. № 2. С. 151-154. URL: https://www.elibrary.ru/ubvvre
- Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения // Педагогика. 2006. №5. С. 110-114.
- Лопуха А.Д., Лопуха Т.Л., Марковчин С.Г. Геополитика и история политической практики России // Наука. Общество. Оборона. 2022. Т. 10, № 3. С. 18-18. DOI: 10.24412/2311-1763-2022-3-18-18
- Микрюков В.Ю. Традиции и инновации в военно-патриотическом образовании учащихся в современной России: учеб. пособие. — М.: АВН, 2015. — 320 с.
- Панасюк В.П. Подходы в управлении патриотическим воспитание молодежи // Региональное образование 21 века: проблемы и перспективы. 2018. № 1. С. 60-61. URL: https://www.elibrary.ru/xwfhvz
- Пензева Г.Г. Патриотический потенциал воспитательной работы с молодежью на современном этапе // Социальная политика и социальное партнёрство. 2018. № 10. С. 60-65. URL: https://www.elibrary.ru/ynhqqp
- Ткачёва А.Н. Взаимодействие институтов гражданского общества и образовательных учреждений в духовно-нравственном воспитании молодежи // Ценности и смыслы. 2012. № 6 (22). С. 105-115. URL: https://www.elibrary.ru/pnayhf
- Быков А.К. Воспитательный потенциал победы в великой отечественной войне 1941-1945 годов и пути его реализации // ЦИТИСЭ. 2020. № 1 (23). С. 336-346. DOI: 10.15350/24097616.2020.1.31
- Быков А.К. Потенциал педагогического наследия А.С. Макаренко в развитии воспитательных систем военных вузов и воинских частей // Образовательные ресурсы и технологии. 2023. № 1 (42). С. 21-26. DOI: 10.21777/2500-2112-2023-1-21-26
Библиографическая ссылка: Агапова Г.В. О военно-патриотическом воспитании в контексте изучения отечественного опыта: аксиологический подход // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 736-742. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.63