ISSN 2409-7616

Кубышкин А.В., Тимохина Т.В., Измайлова Р.Г., Меренкова Д.Е., Булавкина Е.Б.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 373.24

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.52

Кубышкин А.В.1 (Орехово-Зуево, Россия) — kub@ggtu.ru; Тимохина Т.В.1 (Орехово-Зуево, Россия) — timohina.tv@mail.ru; Измайлова Р.Г.1 (Орехово-Зуево, Россия) — kafedra.pedfak@mail.ru; Меренкова Д.Е.1 (Орехово-Зуево, Россия) — dianamerenkova1979@mail.ru; Булавкина Е.Б.1 (Орехово-Зуево, Россия) — antigona06@mail.ru

1Государственный гуманитарно-технологический университет

Аннотация. Статья является результатам теоретического и прикладного исследования кафедры теории и методики начального и дошкольного образования ГГТУ, обобщающей работу по использованию информационных и коммуникационных технологий с детьми 5 — 6 лет в дошкольных образовательных организациях г.о. Орехово-Зуево Московской области. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в детском саду диктуется современными тенденциями развития образования. Информационная, коммуникационная, технологическая грамотность в настоящее время являются развивающимися компетенциями, которыми необходимо овладеть каждому ребенку, начиная с дошкольного возраста. Целью исследования являлось теоретическое обоснование и поиск эффективных направлений реализации информационных и коммуникационных технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. В ходе проведенного исследования были выявлены различные позиции ряда исследователей по использованию информационных и коммуникационных технологий в образовании, определен возраст от 5 до 6 лет, который является сензитивным для правильного усвоения норм и правил работы с различными информационными и коммуникационными технологиями. Одним из основных условий развития речи детей старшего дошкольного возраста в дошкольных организациях является организация речевой среды, то есть создание таких условий, при которых происходит взаимодействие между взрослыми и детьми с использованием информационных и коммуникационных технологий, а также конструктивное общение. Представлены как наиболее эффективные технологии, предполагающие использование в речевом развитии интерактивной доски, портфолио группы. Сделан вывод об эффективности использования информационных и коммуникационных технологий, приводящих к повышению производительности обучения методом создания подходящих многофункциональных состояний, повышающих возможности личности дошкольника к усвоению информации.

Ключевые слова: дошкольник, детский сад, воспитатель, информационные и коммуникационные технологии, интерактивная доска, портфолио, игровая деятельность, исследование.

Список источников:

  1. Джагаева Т.Е., Плиева М.М. Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 102-111. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.2.08
  2. Дмитриев Ю.А., Пеякович Е. Инновационные направления цифровизации дошкольного образования Сербии // Нижегородское образование. 2022. № 1. С. 72-78. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-6-93-99
  3. Екжанова Е.А., Селенкова А.А. Практический аспект использования информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Специальное образование. 2021. № 3 (63). С. 103-114. DOI: 10.26170/1999-6993_2021_03_08
  4. Измайлова Р.Г., Старых Л.В., Тимохина Т.В. Использование языковых средств в социализации дошкольников и младших школьников // Проблемы современного педагогического образования, 2020. №. 69 (3). С. 66-69. URL: https://www.elibrary.ru/stntnx
  5. Каштанова С.Н., Ячменникова А.В. Речемыслительная деятельность дошкольников с общим недоразвитием речи и условия ее развития // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-3. С. 88-91. URL: https://www.elibrary.ru/jhgokc
  6. Кокорева О.И., Башинова С.Н. Теоретико-технологические аспекты развития творческого воображения у старших дошкольников в рисовании по мотивам тульского пряника // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 548-558. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.4.5010.
  7. Коротовских Т.В., Гуриенкова А.Г., Коробкова Л.А. Развитие связной речи как одна из главных проблем современного дошкольника // Перспективы науки. 2022. № 4 (151). С. 76-80. URL:  https://www.elibrary.ru/iugibq
  8. Нестеренко Л.В., Ярёменко М.В. Комплексный подход к развитию речи детей старшего дошкольного возраста в группах развивающего обучения // Заметки ученого. 2023. № 5-1. С. 119-122. URL: https://www.elibrary.ru/xawfoc
  9. Старых Л.В. Взаимообучение в речевом развитии детей дошкольного возраста // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 2. С. 64-70. URL: https://www.elibrary.ru/fjkqad
  10.  Сурова О.А. Педагог-психолог в детском саду: разработка Е-портфолио // Детский сад от А до Я. 2021. № 3 (111). С. 96-99. URL:  https://www.elibrary.ru/ukkmhp
  11. Тимакова К.С., Усольцева Е.В. Развитие речи у детей с РАС старшего дошкольного возраста путем использования компьютерных технологий // Интернаука. 2023. № 19-3 (289). С. 29-31. URL: https://www.elibrary.ru/cmmacb
  12. Тимохина Т.В., Ахметшина И.А., Измайлова Р.Г. [и др.] К вопросу о работе с детьми, имеющими речевые нарушения, вусловиях детского сада и начальной школы // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 67-79. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.3.06
  13. Файрман Е.А. Педагогические условия использования художественной литературы в развитии выразительности речи детей старшего дошкольного возраста // Интерактивная наука. 2021. № 5 (60). С. 44-47. DOI: 10.21661/r-55422
  14. Хованская А.А., Яхонтова Т.Г., Буланова И.Н. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством пения // Интерактивная наука. 2023. № 5 (81). С. 30-31. DOI: 10.21661/r-560074
  15. Чеснова Е.Н., Мартьянова Е.Г. Применение цифровых технологий в высшем учебном заведении (на примере ТГПУ им. Л.Н. Толстого) // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 518-528. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.4.48

Библиографическая ссылка: Кубышкин А.В., Тимохина Т.В., Измайлова Р.Г., Меренкова Д.Е., Булавкина Е.Б. Использование информационных и коммуникационных технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 598-607. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.52