ISSN 2409-7616

Рыбакова Е.В., Султанова Р.М., Гаязова Г.А.

ЭСТЕТИКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИДАКТИКЕ КАК РАЗВИВАЮЩИЙ, МОТИВИРУЮЩИЙ, БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОМУ БЛАГОПОЛУЧИЮ РЕСУРС

УДК 376.1

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.44

Рыбакова Е.В.1 (Уфа, Россия) — evrybakova19@mail.ru; Султанова Р.М.1 (Уфа, Россия) — sultanovar@list.ru; Гаязова Г.А.1 (Уфа, Россия) — gulshat_g@bk.ru

1Уфимский университет науки и технологий

Аннотация. Исследовательская группа из Республики Башкортостан представляет опыт обогащения предметно-развивающей среды обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами эстетических чувств, переживаний, впечатлений и соответствующих культурологических компетенций. Авторы опираются в своей работе на классические и современные представления о сущности и организации эстетического компонента в деятельности обучающихся, но рассматривают проблему более глубоко, в соответствии с современными запросами общества и более системного понимания особых образовательных и личностных потребностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов, показывая более высокую ресурсность такого подхода как для повышения продуктивности, эффективности образовательной занятости целевой категории обучающихся, так и для их психоэмоционального благополучия, их креативной, проектной самоактуализации. К сожалению, представления специалистов и руководителей образовательных организаций, родителей обучающихся с ОВЗ о вторичности культурологических, эстетических составляющих в эффективной системе адресной психолого-педагогической поддержки детей периодически усиливаются, снижая аксиологические позиции столь существенного компонента образовательной занятости участников социально-образовательного процесса. Поэтому необходимость позиционирования, совершенствования, адресной методологизации эстетических ресурсов обеспечения образовательных систем запрашивает и от исследователей, и от практиков ответственного взаимодействия, и в данной области сотрудничества. Сотрудники кафедры педагогики ФГБОУ ВО УУНиТ, которая подготавливает специалистов коррекционного профиля для работы с обучающимися, имеющими трудности в обучении, на основе опыта преподавания специальных дисциплин, организации педагогической практики студентов, супервизионной поддержки выпускников и опытных практиков, проведения целевых исследовательских проектов раскрывает значимые аспекты обеспечения эстетического компонента образовательной занятости обучающихся с различными проявлениями дизонтогенеза: сенсорной, моторной, интеллектуальной недостаточностью, поведенческими нарушениями, речевыми дисфункциями. Существенно, что эстетическая составляющая специального дидактического пространства не только обогащает возможности повысить эффективность адресной поддержки детей с особенностями в развитии, но и обеспечивает экономию сил, времени, усилий обучающихся, чьи личностные, оперативные, аналитические ресурсы, как правило, недостаточны.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности, эстетика, диагностика, коррекция, развитие.

Список источников:

  1. Гаязов А. С. Новые реалии современного мира и перспективы образовательной деятельности // Вестник Курганского государственного университета.  2019. № 3 (54). С. 71–78. URL: https://elibrary.ru/aymeez
  2. Гаязов А.С. Общецивилизационные кризисы и кризисы в современном образовании// Вестник Оренбургского государственного университета. 2022, № 3 (235). С. 6-13. DOI: 10.25198/1814-6457-233-6
  3. Конанчук С.В. Эстетическое образование в условиях современного российского социума // Человек и образование. 2017. №4 (53). С. 53-58. URL: https://elibrary.ru/ysewby
  4. Жуковицкая Н.Н. Одаренный ребёнок в региональной образовательной системе: модель системно-ориентированного сопровождения: коллект. моногр. — Ульяновск: Зебра, 2017. С. 34-47. URL: https://elibrary.ru/xsxqtp
  5. Феталиева Л.П., Расулова А.И. Эстетико-педагогические условия в системе инклюзивного образования младших школьников // Вестник социально-педагогического института. 2016. № 4. С. 74-79. URL: https://elibrary.ru/ysjdxz
  6. Загумённов Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся // Минская школа сегодня. 2008. № 6. С. 3-6. URL: https://elibrary.ru/eajllj
  7. Информационные технологии в образовании: монография / Н.А. Бородина, С.В. Подгорская, О.С. Анисимова. — Персиановский: Донской государственный аграрный университет, 2021. — 168 с.
  8. Горев П.М., Зиновкина М.М., Утёмов В.В. Креативная педагогика. -М.: Юрайт, 2020. — 237 с.
  9. Дамадаева А.С., Магомедова С.А. Ресурс развития инклюзии в сфере дополнительного образования методами проектной деятельности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 1. С. 72-79. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-72-79
  10. Тамарская Н.В., Хитрюк В.В., Бычкова О.С. Институциональное обеспечение инклюзивного образования в вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2017. № 3 (41). С. 13-16. URL: https://elibrary.ru/zmmluj
  11. Белявский Б.В., Морозов С.А. Преемственность образовательной траектории в дошкольном и начальном общем образовании детей с расстройствами аутистического спектра // В сб. «Современные стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе специального и инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС». — Челябинск, 2019. — С. 266-272.
  12. Ребенок в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. — М.: РУДН, 2010. — 148 с.
  13. Шустерман Р. Прагматическая эстетика. Живая красота. Переосмысление искусства. — М.: Гуманитарное знание, 2012. — 408 с.
  14. Иванова Н.В. Значимые параметры пространственно-предметного компонента образовательной среды для учащихся начальной школы // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 2. С. 84-88. URL: https://elibrary.ru/vooaih
  15. Пашков А.Г. Этнокультурное воспитание детей и молодежи в условиях глобализации современного мира // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности сборник материалов. — Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2017. — С. 450-454. URL: https://elibrary.ru/zapwmp
  16. Рыбакова Е.В. Изучение и поддержка готовности обучающихся к проектным, креативным, индивидуально приоритетным формам сотрудничества с преподавателями с применением разработанных Л. С. Выготским принципов и подходов Актуальные проблемы культурно-исторической психологии: материалы Первого международного симпозиума по культурно-исторической психологии / сост. Т.Э. Сизикова, Н.Н. Попова, О.А. Дураченко. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. — 508 с. ISBN 978-5-00104-601-1
  17. Заховаева А.Г. «Биоэстетика» – новая ступень в учебном процессе (программа, учебно-методические рекомендации курса для учащихся медицинских вузов и колледжей) // Международный журнал экспериментального образования.  2020.  № 5.  С. 20-24.
    DOI: 10.17513/mjeo.11985
  18. Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Первая младшая группа. — Волгоград: Учитель, 2015. — 57 с.

Библиографическая ссылка: Рыбакова Е.В., Султанова Р.М., Гаязова Г.А. Эстетика в специальной дидактике как развивающий, мотивирующий, благоприятствующий эмоционально-волевому благополучию ресурс // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 504-521. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.44