ISSN 2409-7616

Беневоленская Н.П.

ВЛИЯНИЕ МЕТОДА СТОРИТЕЛЛИНГА НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ РУССКИЙ КАК ИНОСТРАННЫЙ (RFL) [In English]

УДК 372.881.1

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.39

Беневоленская Н.П.1 (Санкт-Петербург, Россия) — fff2204@mail.ru

1Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация. В условиях глобализации современного мира, изучение языка и развитие коммуникативной компетенции студентов приобретает важно значение. Быстрая интеграция различных культур и необходимость эффективной трансграничной коммуникации подчеркивают острую необходимость в адаптивных образовательных стратегиях. Поэтому, по мере расширения взаимодействий между культурами возможность эффективно общаться становится важным навыком для личного и профессионального успеха. Цель данного исследования заключается в подтверждении эффективности метода «сторителлинг» на уроках русского как иностранного языка с целью улучшения коммуникативных навыков и формирования русскоязычной коммуникативной компетентности у студентов-иностранцев. Для достижения этой цели использовались следующие методы исследования: анализ научно-методических статей, опубликованных в рецензируемых журналах, а также разработка специальных тестовых заданий для диагностики уровня сформированности коммуникативной компетентности. По результатам анализа содержания и компонентной структуры русскоязычной коммуникативной компетентности для констатации уровней ее сформированности у иностранных студентов в обучении РКИ были выделены три критерия с соответствующими показателями, в соответствии с которыми были разработаны тестовые задания и осуществлена диагностика иностранных студентов на констатирующем и заключительном этапах экспериментального исследования. Результаты исследования подтвердили эффективность методики обучения, что имеет важное практическое значение для развития образования иностранных студентов в области русского языка и способствует повышению качества обучения вуза. Данное исследование способствует решению научной проблемы, связанной с формированием у иностранных студентов русскоязычной коммуникативной компетентности. По нашему мнению, использование метода «сторителлинг» на занятиях РКИ способствует формированию у иностранных студентов русскоязычной коммуникативной компетентности.

Ключевые слова: иностранные студенты, сторителлинг, русский язык как иностранный (РКИ), русскоязычная коммуникативная компетентность (РКК).

Список источников:     

  1. Байханов И.Б. Сквозные компетенции в системе компетенций современного педагога // Педагогическое образование в России. 2022. № 5. C. 17-25. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_02
  2. Байханов И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем // Миссия конфессий. 2021. Т.10, № 7 (56). С. 705-712. URL: https://www.elibrary.ru/ntgieu
  3. Babina L. The difficulties of learning Russian language on the example of studying the conflictogenic potential of phraseological units // Revista Conrado. 2023. Vol. 19(92). P. 290-296.
  4. Baimurzina A.A., Amirbekova A.B.Khabiyeva A.A. [et al.] The role of the Russian language in the determination of Kazakh students // Opción. 2019. Vol. 35. P. 800-817. URL: https://www.elibrary.ru/fqouvo
  5. Borodina M. Impact of the Google Translate Machine Translation System on the Quality of Training Student Translators // Webology. 2021. Vol. 18. P. 68–78. DOI: 10.14704/WEB/V18SI05/WEB18214
  6. Danielian M.G., Astashchenko E.V. (Sinônimos morfológicos no ensino do russo como língua estrangeira // Revista EntreLinguas, 2021 Vol. 7 (esp.5). DOI: 10.29051/el.v7iesp.5.16020
  7. Hajiyeva N.H.G. Improving the level of Russian Language proficiency: teaching expression of the concept of space using cases // Revista Conrado. 2023. Vol. 19(92). P. 363-368.
  8. Korotaeva I., Kapustina D. Specific Features of the Use of Distance Learning Technologies in Foreign Language Classes with Postgraduate Students // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2022. Vol. 17(20). P. 20–33. DOI: 10.3991/ijet.v17i20.30305
  9. Panova E., Tiumentseva E., Jumanova Z. [et al.] Distance learning in teaching the Russian language: The experience of Tashkent State University // Journal of Language Teaching and Research. 2023. Vol. 14(2). DOI: 10.17507/jltr.1402.02
  10. Platonova E., Gulyaeva E., Panova E. [et al.] Consıderatıon of dıstınctıve features of the Natıve Language ın studyıng Russıan as a foreıgn language. A case study of students from arab countrıes //  Revista Conrado. 2023. Vol. 19(95).  P. 30-638.
  11. Sergeeva N.A., Zakharov, A.N., Tyutyunnik S.I. [et al.] Features of using methods and means of the augmented reality technology when teaching a foreign language //  Perspektivy nauki i obrazovania – Perspectives of Science and Education. 2021. Vol. 50 (2). 472-486. DOI: 10.32744/pse.2021.2.33
  12. Shanturova G., Shutova M., Persiyanova S. [et al.] Estratégia do hemisfério direito e consideração do perfil lateral como tecnologia inovadora para o ensino de russo como língua estrangeira a estudantes chineses // Revista EntreLinguas. 2022. Vol. 8(esp.2). e022066. DOI: 10.29051/el.v8iesp.2.17324
  13. Shapauov A., Kabyken M., Kozachek A. [et al.] Optimization of Independent Work in Foreign Language Learning: Experience With Using Moodle // Journal of Language Teaching and Research. 2023. Vol. 14(6). DOI: 10.17507/jltr.1406.06
  14. Shavtikova A., Zakharova A., Chernova O. [et al.] Using the Shadowing Technique in Teaching Russian as a Foreign Language // Journal of Language Teaching and Research. 2023. Vol. 14(6). DOI: 10.17507/jltr.1406.05
  15. Stavruk M., Beloglazova L., Polozhentseva I. [et al.] Using Smart Devices in Forming the Foreign Language Competency of Economics Students // Journal of Language Teaching and Research. 2023. Vol. 14(5). DOI: 10.17507/jltr.1405.05
  16. Turashbek Y., Mazhitayeva S., Shapauov A. [et al.] Lingua Franca and Information Technology in Foreign Language Acquisition: Competitive Advantages of Multilingual Instruction //  Teaching and Learning in a Global Context. 2023. Vol. 13(8). DOI: 10.17507/tpls.1308.14
  17. Wu X., Chelyapina C. The Semiosphere as a Generator of Intra- and Intercultural Translations // Southern Semiotic Review. 2023. Vol.  (17). P. 211–224. DOI: 10.33234/ssr.17.11
  18. Ybyraimzhanov K., Baimyrzayev K., Taurbekova A. [et al.] Formation of speech activity of primary school students in foreign language teaching through technology integration // World Journal on Educational Technology: Current Issues. (2022). Vol. 14(2). P. 507-519. DOI: 10.18844/wjet.v14i2.7023
  19. Zaripova A., Pasiukova O., Olshvang O. [et al.] Development of speaking skills through the use of a thematic dictionary for German and Russian language students // Revista Conrado. 2023. Vol. 19(S2). P. 370-375.

Библиографическая ссылка: Беневоленская Н.П. Влияние метода сторителлинга на развитие коммуникативной компетенции иностранных студентов обучающихся по специальности русский как иностранный (RFL) // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 456-464. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.39