ISSN 2409-7616

Рапацкая Л.А., Чэн Цзяинь

РУССКАЯ ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

УДК 37.012

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.33

Рапацкая Л.А.1 (Москва, Россия) — la.rapackaya@mpgu.su; Чэн Цзяинь1 (Москва, Россия) — 376715318@qq.com

1Московский педагогический государственный университет

Аннотация. На протяжении почти ста лет своего развития китайское фортепианное искусство испытывало огромное благотворное влияние русской музыкальной культуры. Оно степенно набирает силы, растет, развивается и постепенно становится зрелым. Описание и анализ персоналий русской фортепианной школы позволяет обнаружить закономерности становления и развития педагогики фортепианного образования Китая. Методика обучения игре на фортепиано Китайской Народной Республики уже демонстрирует многообразие форм, в то же время российская система продолжает присутствовать в ней и воздействовать на нее, как одно из главных звеньев. Автор статьи уверен, что российская фортепианная школа с ее богатыми устоявшимися традициями, проверенными временем, и в дальнейшем будет поддерживать стабильность и устойчивость развития китайского пианизма. Уходя глубоко в проблему изучения развития русской фортепианной музыки и исполнительства, можно отметить похожесть развития фортепианной школы Китая за последние сто лет: в России так же, как и сейчас в Китае, можно отметить период слияния воедино и западной, и восточной культур. Как сказал А. Герцен: «Русские не могут погрузиться в спячку в тени Европы». Они быстро продвигались вперед, и в девятнадцатом веке создали свою блестящую национальную культуру, в том числе и известную всему миру фортепианную школу — а это именно та цель, к которой стремится культура КНР…

Ключевые слова: русская фортепианная школа, музыкальное образование, фортепианное исполнительство, музыковедение, музыкальное образование Китая.

Список источников:

  1. Герцен А.И. О развитии революционных идей в России // Герцен А. И. Собрание сочинений: В 30 т. Т. 7. М., 1956. — 193 c. 
  2. Геника Р.В. Из консерваторских воспоминаний // Музыка в школе. 2020. № 3. С. 42-47. URL: https://www.elibrary.ru/lqvdfj
  3. Геника Р.В. Шуман и его фортепианное творчество / Р. В. Геника. — Москва: Юрайт, 2024. — 124 с. ISBN 978-5-534-12459-0
  4. Финдейзен Н.Ф. Дневники. 1920-1924.  М.: Дмитрий Буланин, 2021. — 528с. ISBN 978-5-86007-971-7
  5. Асафьев Б.В. О музыке ХХ века. — М.: Музыка, 1982. — 282 с.
  6. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. Т. 1. От Античности к XVIII веку: [в 2 т.]. — М.: Планета музыки, 2023.
  7. Келдыш Ю.В. История русской музыки. В 10 томах. Т. 1. — М.: Музыка, 1983.
  8. Дроздов А.Н. Александр Сергеевич Даргомыжский: (Жизнеописание и музыкальная характеристика) / А. Н. Дроздов. — Москва: Гос. изд-во. (Госнотопечатня).  Музыкальный сектор, 1929. — 24 с.
  9. Натансон В.А. Русская фортепианная музыка. Хрестоматия. Выпуск 1. С конца XVIII до 60-х г.г. XIX века. — М.: Музгиз, 1954. — 191 с.
  10.  Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. — Л. Музыка, 1974. — 335 с.
  11. Дельсон В.Ю. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. — М., 1973. — 276 с.
  12. Савшинский С.И. Пианист и его работа. — М: Планета музыки, 2021. -276 с.
  13. Гордон Г.Б. Эмиль Гилельс. За гранью мифа.  — М.: Классика-XXI, 2007. — 376 с.
  14.   Алексеев А.Д. Русская фортепианная музыка: конец XIX-начало XX века. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1969. — 388 с.
  15.  Пин Х. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы. — СПб.: Астерион, 2009. — 159 с.
  16. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Части 1 и 2. — М.: Музыка.  1988. — 449 с.
  17.  Алексеев А.Д. Русские пианисты: очерки и материалы по истории пианизма.  — М.: Госиздат, 1948. — 313 с.
  18.  Рапацкая Л.А. История русской музыки. От Древней Руси до Серебряного века. — М.: Планета музыки, 2021.  — 480 с.
  19. Рапацкая Л.А., Юе Ц. Теоретические основания методики комплексного анализа музыкальных произведений в классе фортепиано (к вопросу о музыкально-педагогической подготовке студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики) // Человеческий капитал. 2021. Т. 1, № 12 (156). С. 205-212. DOI: 10.25629/HC.2021.12.23
  20. Цзян Н. Русская фортепианная школа в свете развития китайского пианизма 1930-1950-х гг. // Искусство и образование. 2023. № 1 (141). С. 78-83. URL: https://www.elibrary.ru/vcezqf

Библиографическая ссылка: Рапацкая Л.А., Чэн Цзяинь Русская фортепианная музыка как объект исследования в педагогике музыкального образования Китайской Народной Республики // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 385-394. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.33