ISSN 2409-7616

Чэн Цзяинь

ОСВОЕНИЕ РУССКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ СТУДЕНТАМИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

УДК 37.012

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.29

Чэн Цзяинь1 (Москва, Россия) — 376715318@qq.com

1Московский педагогический государственный университет

Аннотация. Русская фортепианная музыка возникла не самостоятельно, а тесно связана с русской культурой. Несомненно, русская фортепианная музыка — это не только часть русской музыкальной культуры, но и часть русской культуры вообще. Настоящее понимание русской фортепианной музыки невозможно без понимания русской культуры в русской фортепианной музыке. Поэтому с культурологической точки зрения культурологический подход к изучению того, как российские музыковеды и культурологи выявляют скрытые в русской фортепианной музыке культурные содержания и обнаруживают их взаимосвязи, является одной из важных тем русской фортепианной музыки как объекта изучения в музыкознании и музыкальной педагогике. В свое время изучение русской фортепианной музыки в контексте русской культуры и культурологический подход к русской фортепианной музыке – явились новым направлением исследований в области российского музыкознания в целом, и именно для одного из авторов настоящей статьи — Л.А. Рапацкой. Эти научные идеи воплощаются и по сей день в исследованиях учеников ее научной школы, которая расширилась географически: наряду с отечественными последователями увеличилось и число молодых иностранных исследователей, изучающих богатое фортепианное наследие русской музыки. В этой статье авторы сочли целесообразным рассмотреть жанровые фортепианные произведения, их образное содержание, проследить связи русской фортепианной музыки с литературой и другими видами художества на основе культурологического подхода. 

Ключевые слова: русская фортепианная музыка, китайская музыкальная школа, музыкальная теория, культурологический подход, музыкально-историческая деятельность.

Список источников:

  1. Минхуэй Л. К проблеме освоения истории русской музыки студентами КНР // Преподаватель XXI век. 2014. №2. С.163-172. URL: https://elibrary.ru/szwlnp
  2. Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. — М.: Прогресс-Традиция, 2006. — 408 с.
  3. Рапацкая Л.А. Культурно-типологический подход к анализу ориентализма в курсе «История русской музыки» // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2018. № 2(22). С 76-91. URL: https://elibrary.ru/ymzryt
  4. Рапацкая Л.А., Поронок С.А. Музыкальное просветительство как способ сохранения культурной идентичности студентов зарубежных русскоязычных университетов // Музыкальное искусство и образование. 2019. Т. 7, № 2. С. 9-23. URL:  https://elibrary.ru/qfllyn
  5. Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке / А.Н. Сохор.  — М.: Музыка, 1968.  — 103 с.
  6. Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия; Советский композитор, 1973-1982. — 1008 с.
  7. Пашина О.С. Из истории формирования жанров в русской музыке // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2009. № 11 (38). С. 202-208. URL: https://elibrary.ru/kyssjp
  8. Попова T.B. Музыкальные жанры и формы. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1954. — 391 с.
  9. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: Учебник для очных, заоч. и веч. отд-ний высш. муз. учеб. заведений: В 3 ч. — Москва: Музгиз, 1962. — 202 с.
  10. Баренбойм Л.А. Музалевский В.И. Хрестоматия по история фортепианной музыки в России (конец XVIII и первая половина XIX веков). — Москва-Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1949. — 292 с.
  11. Пашина О.С. Из истории формирования жанров в русской музыке // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2009. № 11. С. 202-208. URL: https://elibrary.ru/kyssjp
  12.  Алексеев А.Д. Русская фортепианная музыка от истоков до вершин творчества: предглинкинский период, Глинка и его современники, А. Рубинштейн. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. — 271 с.
  13. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: Учебник. В 3-х ч. Ч. 1 и 2.—2-е изд., доп. — М.: Музыка, 1988.-  415 с.
  14. Рахманинов С. Литературное наследие том 1. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма. — М.: Советский композитор, 1978. — 648 с.
  15. Москалец Ю.В. Русская фортепианная соната рубежа XIX-XX столетий в атмосфере художественных исканий эпохи. Автореферат диссертации. — Москва, 2004. — 26 с.
  16. Немирович-Данченко А.Ю. Особенности фортепианного исполнения музыки XIX века // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. 2024. № 9. С. 183-188. URL: https://elibrary.ru/krvwvh
  17. Ли Т.Т. Исследование особенностей современной китайской фортепианной школы // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2024. № 1. С. 216-226. URL: https://elibrary.ru/otixzg

Библиографическая ссылка: Чэн Цзяинь Освоение русской фортепианной музыки студентами китайской народной республики: культурологический подход // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 334-343. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.29