ISSN 2409-7616

Шевчук М.В.

КОЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ У УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СФЕРЕ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.26

Шевчук М.В.1 (Москва, Россия) — shevchukmv@mail.ru

1Государственный университет просвещения

Аннотация. Образовательное пространство как совокупность образовательных систем развивается как вследствие самоорганизации, так и под воздействием внешних факторов управления. Феномены образовательной системы, образовательного пространства и их развития достаточно изучены в науке. Движущей силой развития образовательных систем являются образовательные новации. Системно-синергетические взаимосвязи между инновационными системами и условиями образовательного пространства позволяют предположить, что развитие их происходит согласованно. В педагогике вопросы связей между развитием инноваций и образовательных пространств, в которых они происходят, исследованы недостаточно. Ученые изучают конкретные инновации в определенных образовательных пространствах. Согласованное развитие инноваций и образовательного пространства является малоизученной областью педагогики.Статья посвящена актуальной проблеме современного профессионального образования — эффективному формированию в магистратуре на основе коэволюционного подхода дидактической компетентности в сфере кибербезопасности у учителей информатики. В статье рассматриваются психолого-педагогические, организационные особенности обучения студентов в магистратуре педагогического вуза, которые необходимо учитывать при формировании дидактической компетентности в сфере кибербезопасности учителей информатики. Обосновывается целесообразность выбора коэволюционного подхода в качестве методологической основы такого процесса. Выявлено, что использование кейс-метода (case-study) позволяет задействовать коэволюционный механизм для согласования интересов, потребностей, ценностных ориентиров магистрантов и образовательных функций информационных технологий. Широкими возможностями формирования дидактической компетентности учителей информатики в сфере кибербезопасности обладает кейс-метод. Дидактический потенциал кейс-метода значительно увеличивается при использовании облачных технологий в процессе работы с кейсами.

Ключевые слова:учитель информатики, магистратура, дидактическая компетентность в сфере кибербезопасности, коэволюционный подход, кейс-метод, облачные технологии.

Список источников:

  1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. — Вып. 2. — Ленинград: ЛГУ, 1974. — С. 3-15.
  2. Богданович Н.В., Щеткина Е.И., Борисова А.А. и др. Особенности ценностно-смысловой сферы у студентов в период обучения в вузе // Психология и право. 2019. № 2(9). С. 232-249. DOI: 10.17759/psylaw.2019090216
  3. Гребенникова В.М., Азлецкая Е.Н., Карлаш С.И. Метод кейс-стади как фактор развития профессиональных компетенций педагогов дошкольной образовательной организации // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. T. 8, № 5-3. С. 59-62. URL: https://elibrary.ru/xhcwdr
  4. Грузкова С.Ю., Камалеева А.Р. Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. № 6 (26). С. 24. URL: https://elibrary.ru/rahdij
  5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: уч. для студентов по пед. и психол. направ. и спец. — М.: Логос, 2000. — 384 с.
  6. Змеёв С.И. Технологии обучения взрослых: учебное пособие. — М.: Академия, 2002. — 128 с.
  7. Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. № 8. С. 26-32.
  8. Пиралова О.Ф. Особенности обучения в магистратуре современных вузов // Успехи современного естествознания. 2010. № 5. С. 78-80. URL: https://www.elibrary.ru/lksfsh
  9. Шевчук М.В. Коэволюционный подход в системе непрерывного профессионального образования учителей информатики // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 582-589. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.4.53
  10. Шевчук М.В. Формирование у выпускников педагогического вуза цифровой компетентности в сфере облачных технологий // Педагогическое образование и наука. 2023. № 6. С. 112-115. DOI: 10.56163/2072-2524-2023-6-112-115
  11. Котлярова И.О. Коэволюция инновации и образовательного пространства // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2023. Т. 15, № 1. С. 5-15. DOI: 10.14529/ped230101
  12. Ягофарова И.Д. Цифровизация образования: реальность, проблемы и перспективы // Право и образование. 2023. № 6. С. 14-19. URL: https://elibrary.ru/mcvjwn
  13. Семенова И.Н. Исследование развития методов обучения в парадигмальном подходе // Мир образования-образование в мире. 2023. № 3 (91). С. 59-69. DOI: 10.51944/20738536_2023_3_59
  14. Напсо М.Д. Система образования в условиях цифровизации // Человеческий капитал. 2023. № 7 (175). С. 94-101. DOI: 10.25629/HC.2023.07.12
  15. Абазов А.Б., Яицкая Е.А. Влияние цифровизации на систему образования // Право и управление. 2023. № 8. С. 171-175. DOI: 10.24412/2224-9133-2023-8-171-175

Библиографическая ссылка: Шевчук М.В. Коэволюционный подход как основа процесса формирования в магистратуре у учителей информатики дидактической компетентности в сфере кибербезопасности // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 303-311. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.26