ISSN 2409-7616

Кулишов В.В.

АКСИКРЕАТИВНЫЙ ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕСТРУКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 37.011.33

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.25

Кулишов  В.В.1 (Краснодар, Россия) — knyazsilver@mail.ru

1Кубанский государственный университет

Аннотация. Массовая культура является фактором социализации современного человека. Ее проблематика представлена в философском, культурологическом и социологическом научном дискурсе. Исследователями выявлен девиантогенный характер ее влияния на развитие взрослого человека и описаны социально-психологические результаты этого влияния. Существует противоречие между сформировавшейся потребностью в осмыслении содержания и форм педагогической деятельности по минимизации последствий девиантогенного влияния массовой культуры и отсутствием объективного знания, методологических подходов и технологических средств этой деятельности. В статье показаны возможности применения аксикреации для развития у обучающихся субъектности, способности к самостоятельному мироориентированию, целеполаганию и критическому осмыслению реальности. Опираясь на системный, междисциплинарный, онтогенетический, парадигмальный подходы обоснована возможность   применения понятия «модус» к описанию и классификации эффектов влияния массовой культуры на подрастающее поколение. Показана связь выявленных модусов с инверсивным детством. Раскрыты основные слои педагогической действительности, которые используются агентами массовой культуры. Представлена логика воспитательной деятельности по минимизации модусов как специально организованный во всех слоях педагогической действительности целенаправленный процесс актуализация аксикреативного потенциала обучающихся. Раскрыт   аксикреативный потенциал   событийных деятельностных образовательных технологий и образовательных событий. Описаны характеристики методологии событийности как инструмента минимизации эффектов влияния массовой культуры на обучающихся. Выявлены ограничения обучающего диалога и развивающий потенциал межсубъектного диалога при организации воспитания обучающихся в условиях деструктивного влияния массовой культуры.

Ключевые слова: массовая культура, аксикреация, модус, событийные деятельностные образовательные технологии, образовательное событие, субъектность.

Список источников:

  1. Богуславский М.В. XX век российского образования. — М.: ПЕР СЭ, 2002. — 336 c.
  2. Вейдт В.П. Проблемы современной педагогической терминологии // Калининградский вестник образования. 2020. № 4 (8). С. 4-14. URL: https://www.elibrary.ru/bfxklq
  3. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Дорохова Т.С. и др. Методологические принципы понятийного аппарата в педагогических исследованиях // Педагогическое образование в России. 2020. № 1. С. 28-34. DOI: 10.26170/po20-01-03
  4. Джерри Д. Большой толковый социологический словарь Collins. — М.: Вече-АСТ,1999.-Т.1
  5. Доброва В.В. Педагогические ситуации: разность интерпретаций // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021. Т. 18, № 4. C. 73-82.  DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2021.4.6
  6. Егорычев А.М., Ткаченко А. В., Зарецкий В. В. Культура и образование: вектор развития в современном мире // Образование личности.  2018.  № 4.  С. 37-45. URL: https://www.elibrary.ru/yxscnf
  7. Зборовский Г.Е. Амбарова П.А. Теоретические основания концепции динамики образовательных общностей в условиях социальной неопределенности // Социология образования. 2016. № 6. С. 5-17. URL: https://www.elibrary.ru/xbkdnt
  8. Игнатьева Г.А. Образовательное событие как основной компонент событийных деятельностных образовательных технологий в условиях введения ФГОС общего образования / Г.А. Игнатьева, О.Е. Фефелова // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сборник статей XV Международной научно-практической конференции. — Пенза: Наука и Просвещение, 2018. — С. 13-17. URL: https://www.elibrary.ru/xmwqgd
  9. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики. — СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. — 288 с.
  10. Крылова Н.Б. Культурология образования. — М.: Народное образование, 2000. — 272 с. ISBN: 5-87953-146-5
  11. Кулишов, В. В. Массовая культура как проблема педагогической теории и практики. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2019. — 177 с. URL: https://www.elibrary.ru/qrvjev 
  12. Кулишов В.В. «Массовая культура» как общественный феномен: природа, структура и динамика представлений в отечественных и зарубежных исследованиях / // Что такое сообщество? Социальная герменевтика, власть и медиа: Сборник материалов Международной научной конференции. — Белгород: ООО «Эпицентр», 2019. — С. 19-20. URL: https://www.elibrary.ru/qwwrgv
  13. Огоновская А.С. Образовательно-событийная среда как средство развития личности // Образование и наука. 2013. № 3 (102). С. 37–14.
  14. Поляков С.Д. Социокультурные вызовы современной школе: опыт феноменологического анализа // Непрерывное образование: XXI век.  2017. Вып. 2 (18).  DOI: 10.15393/j5.art.2017.3484
  15. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Технология образовательного события в российской и зарубежной образовательной практике // Вестник Мининского университета.  2019.  Т. 7, № 4(29). С. 2. DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-4-2
  16. Свиридов Е.А. Образовательное событие как способ духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения // Наука и Образование. 2019.  Т. 2, № 2.  С. 94.  URL: https://www.elibrary.ru/onlsxx
  17. Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность – источник развития и субъекта образования // Событийность в образовательной и педагогической деятельности / гл. ред. Н.Б. Крылова. — М., 2010. С. 5-14.
  18. Троицкий Ю.Л. Событие как образовательная стратегия // Новые ценности образования.  2010.  Т. 43, № 1.  С. 76-83. URL: https://www.elibrary.ru/mbdcct
  19. Ушинский К.Д. Собр. соч. — М.; Л.: АПН РСФСР. Т. 7. — 527 с.
  20. Хагуров Т.А. Постмодернизм как повседневность, или образование в стиле Кафки: заметки социолога // Школьные технологии. 2015. № 3. С. 3-15. URL: https://www.elibrary.ru/uadfix
  21. Шапинская Е.Н. Массовая культура как доминанта социокультурного контекста (пост)современной России: размышления по поводу книг «Коды массовой культуры» и «Российский дискурс массовой культуры» // Культура и искусство.  2016.  № 3.  С. 330-338.  DOI: 10.7256/2222-1956.2016.3.17708
  22. Шустова И.Ю. Детско-взрослая общность и ее со-бытийные характеристики // Событийность в образовательной и педагогической деятельности / гл. ред. Н.Б. Крылов. — М., 2010. С. 22−35.
  23. Antoniadou N., Kokkinos C.M., Fanti K.A. Traditional and cyber bullying/victimization among adolescents: Examining their psychosocial profile through latent profile analysis // International Journal of Bullying Prevention. 2019. Vol. 1. P. 85–98. DOI: 10.1007/s42380-019-00010-0
  24. Chelvachandran N., Michael K. Digital Design With Children in Mind // IEEE Technology and Society Magazine. 2022. Vol. 41(3). P. 91-95. DOI: 10.1109/MTS.2022.3201450
  25. Devos S., Lenne de O., Eggermont S. [et al.] I wish that I could be like the cool kids: The role of the malleability narrative in entertainment television and magazines on adolescents’ popularity beliefs // Poetics. 2022. Vol. 92. Part B. DOI: 10.1016/j.poetic.2021.101612
  26. Vrabec N., Bôtosova L. The Concept of learning-by doing in the context of media education and school quality assessment // Communication Today. 2020. Vol. 11. No. 1. P. 140-148.
  27. Macgilchrist F., Allert H., Bruch A. Students and society in the 2020s. Three future «histories» of education and technology // Learning, Media and Technology. 2020. No. 45. P. 1-14. DOI:10.1080/17439884.2019.1656235
  28. Mardakhaev L.V., Egorychev A.M., Akhtyan A.G. [et al.] Organizer of Youth Activity and Deontological Foundations of Organizer’s Professional Work // Modern Journal of Language Teaching Methods.  2018.  Vol. 8, Issue 9, P. 313–323. DOI: 10.26655/mjltm.2018.9.1

Библиографическая ссылка: Кулишов В.В. Аксикреативный опыт воспитания обучающихся в условиях деструктивного влияния массовой культуры // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 294-302. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.25