ISSN 2409-7616

Жукова В.Н.

СУЩНОСТЬ КРИТЕРИАЛЬНОГО ПОДХОДА К УРОВНЯМ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.16

Жукова В.Н.1 (Луганск, Россия) — v.zhukova.lnu@gmail.com

1Луганский государственный педагогический университет

Аннотация. Современные цифровые технологии в системе подготовки педагогов играют двойную роль. С одной стороны, применение цифровых инструментов способно повлиять на эффективность такой подготовки, с другой стороны, от уровня освоения приёмами последующей профессиональной деятельности в условиях использования цифровых технологий во многом зависит качество труда будущих учителей. В рамках научного исследования по проекту «Летопись математического образования Луганщины» на базе ФГБОУ ВО «Луганский государственный педагогический университет» в статье исследуется проблема формирования цифровой компетентности будущих учителей математики, обобщенно представлена педагогическая сущность критериального подхода к уровням сформированности цифровой компетентности у будущих учителей математики и определены уровни сформированности. Данный вид образования учитывает современное состояние научного знания и тенденции цифровизации. Целью исследования является обоснование путей формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики, которым предстоит работать в системе среднего образования. Методология и методы научного исследования. Методологической основой данного исследования являются: концепции научного обоснования образовательного процесса, компетентностный подход в образовании, концепции профессиональной социализации учителя, теоретические основы цифровой трансформации образования. Методы исследования: теоретический анализ научно-практических литературных источников, анализ, синтез, обобщение опыта, опытно-экспериментальная работа. Результатом исследования является модель процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики в цифровой образовательной среде вуза, описывающая целевой и содержательный компоненты процесса формирования профессионально-педагогической компетентности студентов, этапы данного процесса.

Ключевые слова: профессиональная подготовка бакалавров, цифровизация образования, цифровая компетентность, критериальный подход, уровни сформированности цифровой компетентности.

Список источников:

  1. Гриншкун В. В. Цифровые инструменты в профессиональной подготовке педагогов // Альманах Института коррекционной педагогики. 2021. № 43. С. 1-10. URL: https://www.elibrary.ru/rikodx  
  2. Масалова Ю.А. Цифровая компетентность преподавателей российских вузов // Университетское управление: практика и анализ.  2021. Т. 25, № 3. С. 33–44. DOI: 10.15826/umpa.2021.03.025
  3. Косенок С.М., Куренкова Т.Н. Цифровая компетентность педагога в условиях формирования цифровой образовательной среды // Гуманитарный научный вестник. 2020.  № 11.  С. 25–30. DOI: 10.5281/zenodo.4307910
  4. Сорокина А. И. Компетентность преподавателя иностранного языка в условиях цифровизации образовательного пространства // Высшее техническое образование: проблемы: материалы Х Междунар. науч.-метод. конф. — Минск: БГУИР, 2020. — С. 271–275.
  5. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. — М.: Фонд Развития сети Интернет, 2013. — 144 с.
  6. Ячина Н.П., Фернандез Г.Г. Развитие цифровой компетентности будущего педагога в образовательном пространстве вуза // Вестник ВГУ, Серия: Проблемы высшего образования.  2018.  № 1.  С. 134–138. URL: https://www.elibrary.ru/xmzsdb
  7. Жукова В.Н. Использование дистанционных образовательных технологий в процессе подготовки будущих учителей математики // Эвристическое обучение математике: V Международная научно-методическая конференция. — Донецк: Донецкий национальный университет, 2021. — С. 155-160. URL: https://www.elibrary.ru/gdzvxh
  8. Жукова В.Н. Формирование информационной компетентности будущего учителя математики как фактор повышения качества профессиональной подготовки в вузе // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогические науки. Образование. 2022. Т. 77, № 1. С. 34-40. URL: https://www.elibrary.ru/uvenra
  9. Михайлова О.Б. Инновационность как основа развития информационно-коммуникативных компетенций современного педагога // Мир психологии. 2023. № 2 (113). С. 77-84. DOI: 10.51944/20738528_2023_2_77
  10. Тумашева О.В. Направления развития системы методической подготовки будущих учителей математики в условиях модернизации образования // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2007. № 1. С. 62-67. URL: https://www.elibrary.ru/jxvemp
  11. Власова В.К., Хаматвалиева Р.Р. Специфика цифровой образовательной среды вуза в обучении будущих учителей начальной школы // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 1. С. 44. DOI: 10.17513/spno.32453
  12. Яковлева Е.В. Цифровая компетентность будущего педагога: компонентный состав // Научно-методический электронный журнал «Концепт».  2021.  № 4.  С. 46–57. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11021
  13. Яковлева Е.В. Структурно-функциональная модель формирования цифровой компетентности бакалавра педагогического направления подготовки // Образование и общество. 2021. № 3 (128). С. 99-106. URL: https://www.elibrary.ru/bfhmdv
  14. Ягофарова И.Д. Цифровизация образования: реальность, проблемы и перспективы // Право и образование. 2023. № 6. С. 14-19. URL: https://www.elibrary.ru/mcvjwn
  15. Уджуху И.А., Тугуз Ф.А. Актуальные образовательные технологии в условиях цифровой образовательной среды // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023. Т. 15, № 2. С. 108-114. DOI: 10.47370/2078-1024-2023-15-2-108-114

Библиографическая ссылка: Жукова В.Н. Сущность критериального подхода к уровням сформированности цифровой компетентности у будущих учителей математики // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 189-197. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.16