ISSN 2409-7616

Варжавин А.А., Уварина Н.В.

РОЛЬ ПОЛИСУБЪЕКТНОГО ПОДХОДА В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.013

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.12

Варжавин А.А.1 (Новосибирск, Россия) — a.varzhavin@mail.ru; Уварина Н.В.2 (Челябинск, Россия) — nuvarina@yandex.ru

1Новосибирский государственный педагогический университет

2Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Аннотация. Модернизация системы образования порождает новые технологии, формы, методы и подходы в работе. Некоторые компоненты обновляются, перестраиваются под современные реалии для дальнейшего применения и движения в векторе развития. Из разнообразия подходов в педагогической деятельности, нами был выбран подход, которому уделяется недостаточное внимание, на наш взгляд. Таким подходом является полисубъектный. В рамках статьи, поставлена цель, задачи, методологическая основа исследования, приводится краткое ведение с актуальностью выбора подхода, обозначены вклад исследователей в раскрытие полисубъектного подхода, обозначено понятийно-терминологическое поле данного подхода, результатом приводится роль полисубъектного подхода в организации взаимодействия субъектов образования. К каждому элементу схемы понятийно-терминологического поля, приводится описание, через анализ источников. Сама схема показывается взаимодействие родовых и видовых понятий, необходимых для построения понятийно-терминологического поля полисубъектного подхода. В статье приводится роль полисубъектного подхода в педагогической сфере деятельности и обозначается его специфика, через призму исследований, приводятся организационные компоненты подхода. На основании анализа источников, выделяются полисубъекты в системе образования в последовательности основное (общее) образование, среднее профессиональное, высшее образование. Итогом исследования приводится роль полисубъектного подхода в организации взаимодействия субъектов образования путем описания полисубъектов в образовательном процессе и обозначением влияния полисубъектного подхода на них. В описании приводятся этапы, формы и методы, по которым возможна организация взаимодействия субъектов внутри того или иного полисубъекта. В заключении обозначено влияние исследования и его значимость.

Ключевые слова: полисубъект, субъект, полисубъектное взаимодействие, подходы, образовательный процесс.

Список источников:

  1. Абашина В.В. К проблеме реализации полисубъектного подхода во взаимодействии с семьей // Пермский педагогический журнал. 2021. № 12. С. 23-25. URL: https://www.elibrary.ru/svhhkd
  2. Вачков И.В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 2. С. 36-50. URL: https://www.elibrary.ru/twhxmb
  3. Венкова З.Л. Полисубъектный подход к организации образовательных инноваций: методологический и содержательный аспект // Пермский педагогический журнал. 2021. № 12. С. 26-30. URL: https://www.elibrary.ru/htjydt
  4. Захарищева М.А. Полисубъектный подход к организации конкурсов педагогического мастерства // Пермский педагогический журнал. 2021. № 12. С. 39-42. URL: https://www.elibrary.ru/tneoac
  5. Иванова С.П. Полисубъектное взаимодействие в социально-педагогической среде как фактор развития профессионально-личностной компетентности учителя // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2013. № 3. С. 161-170. URL: https://www.elibrary.ru/rdkoel
  6. Казачкова Т.Б. Феномен полисубъектного взаимодействия в системе постдипломного образования // Постдипломное образование: проблемы развития личности. Материалы VIII международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики. — СПб., 2009. — С. 52-54.
  7. Колотов В.Я. Новые подходы к преподаванию иностранных языков в процессе полисубъектного взаимодействия в современной образовательной среде // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2013. № 3. С. 62-68. URL: https://www.elibrary.ru/sbuesn
  8. Кролевецкая Е.Н., Исаев И.Ф. Социокультурная образовательная среда вуза как фактор развития полисубъектности будущего педагога // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 6. С. 114–135. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-114-135
  9. Кролевецкая Е.Н., Исаев И.Ф., Собянин Ф.И. Типология педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе: полисубъектный подход // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8, № 4. С. 413-418. DOI: 10.30853/ped20230065
  10. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования: — Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. — 66 с.
  11. Мануйлова Е.И. Условия реализации полисубъектного подхода в профессиональной подготовке педагогов // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: Сборник научных трудов участников V Международной научно-практической конференции. — Орёл: Модуль-К, 2018. — С. 269-273. URL: 10.30853/ped20230065
  12. Моисеева Л.В., Кузнецова Н.А. Полисубъектный подход к организации преемственного образовательного процесса // Пермский педагогический журнал. 2021. № 12. С. 43-46. URL: https://www.elibrary.ru/bbxclo
  13. Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально-педагогической реальности (концепция) // Авторы составители: Алиева Л.В., Беляев Г.Ю., Д.В.Григорьев [и др.]. Ред. Н. Л. Селиванова. — М.: ИТИП, 2009. — С. 35.
  14. Сергеева Т.Ф. Социальные и методологические ориентиры развития образования: полисубъектный подход // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2014. № 1(1). С. 25-31. URL: https://www.elibrary.ru/ttybeh
  15. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений // В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия, 2002. — 576 с.
  16. Фалунина Е.В. Cтановление полисубъектного подхода в области гуманитарных наук и образования (исторический аспект) // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2019. № 3(37). С. 136-140. URL: https://www.elibrary.ru/ynpadc
  17. Эрдынеева К.Г. Политические риски: полисубъектный подход // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2012. № 1-2. С. 32-38. URL: https://www.elibrary.ru/pjuksr
  18. Krolevetskaya E.N., Isaev I.F., Eroshenkova E.I. [et al.] Bachelor of education model: integration of approaches // Perspectives of Science and Education.  2021.  No. 3(51).  P. 55-69. DOI: 10.32744/pse.2021.3.4
  19. Triandis H.C. Individualism‐Collectivism and Personality // Journal of Personality. 2001. Vol. 69 (6). DOI: 10.1111/1467-6494.696169    

Библиографическая ссылка: Варжавин А.А., Уварина Н.В. Роль полисубъектного подхода в организации взаимодействия субъектов образования // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 140-153. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.12