ISSN 2409-7616

Бородина Е.А.

РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ СЕВЕРНОГО ВУЗА

УДК 378.14

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.03

Бородина Е.А.1 (Сургут, Россия) — scholohova03@mail.ru

1Сургутский государственный университет

Аннотация. В статье раскрывается процесс исследования профессиональных компетенций будущих инженеров связи, телекоммуникаций и энергетики Сургутского государственного университета по направлениям подготовки (специальность): «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» (ИТСС) направленности (профиль) «Корпоративные инфокоммуникационные системы и сети» и «Электроэнергетика и электротехника» (ЭЭ) направленности (профиль) «Электроэнергетические системы и сети» кафедры радиоэлектроники и электроэнергетики (РЭиЭЭ). Целью констатирующего этапа является проверка исходного уровня сформированности профессиональных компетенций будущих инженеров северного вуза. Актуальность исследования обусловлена повышением уровня сформированности профессиональных компетенций на каждом курсе при изучении дисциплин разного рода направленности (общепрофессионального, профессионального цикла, а также цикла практик) и корректировкой процесса обучения по направлениям подготовки. При описании результатов автором применялись методы теоретического и эмпирического исследования; также выделены такие компоненты формирования профессиональных компетенций (ПК), как ценностный, когнитивный и деятельностный, уровни – низкий, средний и высокий. Результаты: на основании изучения компонентов исследования составлены профессиональные предпочтения, выявлены уровни сформированности ПК будущих инженеров. Полученные результаты будут использованы в дальнейшей работе над диссертацией по теме исследования. Вывод: по результатам проделанной работы можно сделать вывод, что уровень сформированности ПК будущих инженеров определен как средний – это говорит о том, что у студентов на первом году обучения недостаточно теоретической и практической подготовки по основным образовательным программам. Предложенная тема исследования в дальнейшем требует анализа формирования ПК будущих инженеров на последующих курсах и этапах исследования. На этой основе планируется создание модели их формирования. Данная статья может быть полезна преподавателям средних и высших педагогических, специальных учреждений технического профиля в сфере связи, телекоммуникаций и электроэнергетики.

Ключевые слова: будущий инженер,компетентностный подход,профессиональные компетенции, констатирующий этап, уровень сформированности профессиональных компетенций.

Список источников:

  1. Варющенко В.И. Констатирующий этап апробации модели формирования готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов // Педагогический журнал. 2019. Т. 9, № 5-1. С. 75-82. URL: https://www.elibrary.ru/zqjhzd
  2. Гайкова О.В. Преподавание дискуссионных вопросов истории России IX-XIII веков в 10-11 классах. — Уфа: Аэтерна, 2019. — 163 с.
  3. Далингер В. А., Симонженков С. Д., Галюкшов Б. С. Теория вероятностей и математическая статистика с применением mathcad: Учебник и практикум. — Москва: Юрайт, 2019. — 216 с.
  4. Дьяконов Л.А. Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента // Педагогическое образование. 2023. Т. 4, № 1. С. 124-127. URL:  https://www.elibrary.ru/gvjiff
  5. Буренкова Н.В. Инновационные технологии как фактор реализации компетентностного подхода в образовании / Н.В. Буренкова, Т.В. Данилова, М.С. Сидорина [и др.]. — Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 220 с.
  6. Калашникова К.В. Результаты констатирующего этапа эксперимента по формированию нравственных ценностей студентов художественного направления колледжа культуры  // Педагогика и психология: теория и практика. 2019. № 4(16). С. 73-79. URL: https://www.elibrary.ru/hpfvdp
  7. Кудрявцев Л.Д. Краткий курс математического анализа. Т. 1. Дифференциальное и интегральное исчисления функций одной переменной. — Москва: Физико-математическая литература, 2015. — 280 с.
  8. Обидина О.А. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по формированию общепрофессиональных компетенций будущих учителей в области техносферной безопасности / Advances in Science and Technology: Сборник статей XXXVII международной научно-практической конференции. — Москва: Актуальность.РФ, 2021. — С. 159-163. URL: https://www.elibrary.ru/slcfdm
  9. Орчакова Л.Г., Козловская Г.Е. Интеграция основного и дополнительного образования: ресурс организации проектной и исследовательской деятельности школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2020. № 3 (72). С. 61-68. URL: https://www.elibrary.ru/bjwnwc
  10. Салимов Г.М., Дустов Б.А., Фарманов У.А. [и др.] Показатели констатирующего этапа экспериментальной работы по физическому развитию учеников 7-10 лет общеобразовательных организаций Узбекистана // Педагогическое образование и наука. – 2020. – № 1. С. 91-97. URL:  https://www.elibrary.ru/nouyag  
  11. Попова М.Н. Изучение состояния сформированности у студентов компетенций организации образовательного процесса дошкольников на основе индивидуально-дифференцированного подхода // Педагогический журнал. 2023. Т. 13, № 5-1. С. 54-66. DOI: 10.34670/AR.2023.82.17.006
  12. Тонких А.П., Чижевская И.Н., Чижевский А.Е. Организационно-педагогические условия формирования кросс-культурной коммуникации у будущих учителей в процессе профессиональной подготовки // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 6(52). С. 270-286. DOI: 10.25726/o7304-6551-9725-q
  13. Романовский А. Г., Гринева В. Н., Жерновникова О. А. [и др.] Формирование цифровой компетентности будущих учителей математики: констатирующий этап // Информационные технологии и средства обучения. 2018. Т. 65, № 3. С. 184-200. URL: https://www.elibrary.ru/xvxykl
  14. Прядехо А.А., Степченко Т.А., Тонких А.П. Современные факторы эффективности процесса обучения // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 9 (67). С. 166-171. DOI: 10.25726/m1016-1167-1737-a
  15. Амяга Н.В., Еловикова Д.А., Чижевская И.Н. Моделирование развития комбинированных методов обучения // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3 (49). С. 154-160. DOI: 10.25726/b9635-2191-8353-h

Библиографическая ссылка: Бородина Е.А. Результаты констатирующего этапа исследования формирования профессиональных компетенций будущих инженеров северного вуза // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 40-52. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.03