ISSN 2409-7616

Шевчук М.В.

КОЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.53

Шевчук М.В.1 (Москва, Россия) — shevchukmv@mail.ru

1Государственный университет просвещения

Аннотация. Рассматривается проблема методологических основ подготовки учителяи нформатики в системе непрерывного профессионального образования. Раскрывается перспективность применения коэволюционного подхода в системе непрерывного профессионального образования учителей информатики. Анализ психолого-педагогической литературы, результаты проведенных исследований показывают целесообразность использования коэволюционного подхода для подготовки квалифицированного специалиста, способного к успешной профессионально-педагогической деятельности в условиях цифровизации образования. Реализация коэволюционного подхода предполагает гибкость в построении образовательного процесса, его быструю адаптацию к меняющимся внешним условиям. Отмечается эффективность использования этого подхода для обеспечения согласованного и сопряженного взаимодействия системы непрерывного профессионального образования учителей информатики и комплекса средств цифровизации образования, позволяющего сформировать на высоком уровне профессиональные компетенции учителя. Обосновывается влияние коэволюционного подхода в системе непрерывной подготовки учителя информатики на повышение уровня профессиональных компетенций. Уделяется внимание созданию условий для профессионального и личностного развития и саморазвития специалистов в области образования. В статье выделены основные принципы, которые следует учитывать при реализации коэволюционного подхода: ценностно-смысловой, принцип профессиональной направленности, принцип самоорганизации, принцип профессионального творчества, принцип информатизации и принцип информационной безопасности.

Ключевые слова: коэволюция, коэволюционный подход, цифровизация образования, информационные технологии, непрерывное профессиональное образование, учитель информатики, профессиональные компетенции.

Список источников:

  1. Винокурова Н.Ф., Николина В.В., Ефимова О.Е. Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития // Образование и наука. 2016. №5 (134). С. 25-40. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-5-25-40
  2. Вольхин С.Н., Васильева Т.В., Гребенникова В.М. [и др.] Совершенствование качества непрерывной профессиональной подготовки специалистов социономического профиля: коллективная монография. — М.: Перспектива, 2022. — 323 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50103484
  3. Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Непрерывное образование как культурно-историческая проблема // Вопросы философии. 2014. № 4. С. 79–83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21564650
  4. Гребенникова В.М., Узунова Г.П. Тенденции развития непрерывного профессионального образования педагогов // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 3. С. 133-137. EDN: MRHCLO, DOI: 10.17513/snt.37954
  5. Грушевский С.П., Шелехова Л.В., Мороз О.В. Современные тенденции профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей к применению статистических методов в научных исследованиях // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4. С. 111-115. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43422965
  6. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. — М.: Интерпракс, 1995. — 352с.
  7. Колин К.К. Информатизация образования и фундаментальные проблемы информатики // Образовательные технологии. 2010. №2. С. 18-29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29881829
  8. Лопатина Н.В. Коэволюционный подход в социально-гуманитарных науках (на примере библиотековедения) // Вестник МГУКИ. 2016. №6 (74). С. 145-150. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28282028
  9. Моисеев Н.Н. Ноосфера Вернадского и принцип коэволюции // Вестник экологического образования в России. 2013. Т. 1, № 67. С. 4-7. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23527001
  10. Никишина В.Ю. Педагогические проблемы формирования информационно-технологической компетентности у будущих специалистов в сфере управления культурой // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2011. № 6. С. 56-59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16454131
  11. Урсул А.Д. Информационная природа эволюции и освоения мира: концептуальная гипотеза // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. 2019. № 2. С. 1-8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39216129
  12. Халипова Е.В. Право и информатика: коэволюция и интеграция. – М.: Диалог-МГУ, 1998. — 44 с.
  13. Шевчук М.В. Применение облачных технологий и систем виртуализации в образовательной деятельности современного педагога // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2017. №2. С. 244-250. EDN: YTOABL, DOI: 10.18384/2310-7219-2017-2-244-250
  14. Колин К.К. Будущее науки: состояние, тенденции и перспективы развития информационных исследований // Науковедческие исследования. 2022. № 4. С. 83-100. EDN: HCPYTE, DOI: 10.31249/scis/2022.04.05
  15. Котлярова И.О. Коэволюция инновации и образовательного пространства // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2023. Т. 15, № 1. С. 5-15. EDN: JMAMIQ, DOI: 10.14529/ped230101

Библиографическая ссылка: Шевчук М.В. Коэволюционный подход в системе непрерывного профессионального образования учителей информатики // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 582-589. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.53