ISSN 2409-7616

Чеснова Е.Н.

МЕДИАПЕДАГОГИКА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ТГПУ ИМ. Л.Н. ТОЛСТОГО)

УДК 378.1

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.51

Чеснова Е.Н.1 (Тула, Россия) — elenikanova@yahoo.com

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Аннотация. Автор статьи обращает внимание на проблемы цифровизации, цифровые трансформации общества и образования, которые становятся необходимыми в условиях современного мира и стратегическими целями государственной политики Российской Федерации. Процесс трансформации общества и всех его сфер жизни и деятельности автор статьи показывает на основе обращения к идеям медиапедагогики, ее внедрению в образовательный процесс в высшей школе, рассматривается опыт применения интерактивных, игровых и цифровых технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовании для студентов первого, второго, третьего, четвертого курсов при реализации социогуманиатрных дисциплины в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого. Автор статьи рассматривает собственный опыт внедрения в образовательный процесс медиапедагогики. Для внедрения медиапедагогики и использования ее потенциала в образовательном процессе автором статьи были разработаны авторские квесты, кроссворды (квесткроссворды), мультимедийные презентации к лекциям, составлены списки вопросов к обучающим видеороликам. Рассмотрение происходит на основе классификации проделанной работы, выполненных разработок и полученного опыта: 1) Квесты с применением мультимедийных презентаций. 2) Кроссворды (квесткроссворды) с применением мультимедийных презентаций, демонстрацией видеороликов. 3) Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и медиапедагогика. Выделены наиболее важные характеристики каждого направления разработок, выявлен потенциал для формирования наиболее важных и востребованных навыков, профессиональных компетенций каждой описанной в статье авторской разработки. Автор статьи считает, что внедрение медиапедагогики в образовательный процесс представляет ценность как для самих преподавателей, так и для обучающихся, так как в медиапедагогике заложен большой потенциал.

Ключевые слова: медиапедагогика, игровые технологии, цифровые технологии, квесты, квесткроссворды, цифровые образовательные ресурсы, ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

Список источников:

  1. Абарникова Е.Б., Кортун В.С. Парадигма цифрового образования и использование цифровых образовательных технологий в учебном процессе // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2023. № 5 (69). С. 67-75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54523782
  2. Вагаева О.А., Галимуллина Н.М. Формирование «мягких навыков» как фактор конкурентоспособности будущих специалистов // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 345-357. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.2.30
  3. Везиров Т.Г., Рашидова З.Д. Цифровая образовательная среда как условие подготовки бакалавров-лингвистов // Мир науки, культуры, образования.  2020. №1 (80). С. 178-180. EDN: ZRPGPR, DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00073
  4. Джагаева Т.Е., Тибилова И.Д. Формирование творческого мышления студентов как условие успешной профессиональной адаптации // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 125-132. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.2.10
  5. Евдокимова О.В., Колобов А.Н., Кулагина Ю.А. Применение цифровых технологий обучения дисциплинам гуманитарного цикла в профессиональном образовании // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. №7 (109). С. 40-44. EDN: KRNQEB, DOI: 10.23670/IRJ.2021.109.7.113
  6. Жданова О.В. Осмысление педагогического и социальнокультурного наследия региона в контексте современных проблем образования // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 88-95. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.4.08
  7. Иванов А.В. Взаимодействие преподавателя и студентов как средство развития их духовных качеств // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 421-430. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.2.37
  8. Иванов А.В. Духовное развитие молодежи в культурнообразовательной среде вуза // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 33-44. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.4.03
  9. Климов А.А., Куприяновский В.П., Соколов И.А. Цифровые технологии, навыки, инженерное образование для транспортной отрасли и технологии образования // International Journal of Open Information Technologies. 2019. Т. 7, № 10. С. 98-127. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41171749
  10. Максимова Г.П. Медиапедагогика как одно из направлений современного образования // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2005. № 4. С.119-123. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9127808
  11. Мирзаахмедов М.К., Ибайдуллаев М.С. Актуальность использования цифровых технологий в системе образования // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2023. № 2 (83). С. 88-92. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50433306
  12. Симбирцева Н.А. Медиапедагогика как приоритетное направление современного образования // Педагогическое образование в России. 2018. № 5. С. 21-26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35022138
  13. Хабибова Л.Д. Теоретико-методологические аспекты использования цифровых технологий в системе образования // Аграрное и земельное право. 2023. № 3 (219). С. 132-133. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50510223
  14. Христофорова И.В., Крайнева Р.К. Цифровые технологии и дистанционное образование в России: анализ тенденций и перспектив развития в условиях глобальных кризисов // Вопросы региональной экономики. 2022. № 2 (51). С. 149-156. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50213252
  15. Чеснова Е.Н. Игровые и цифровые технологии в преподавании философских и религиоведческих дисциплин (опыт ТГПУ им. Л.Н. Толстого) // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 11. С. 220-226. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49875157

Библиографическая ссылка:  Чеснова Е.Н. Медиапедагогика в современном вузе:  применение игровых и цифровых технологий (на примере ТГПУ им. Л.Н. Толстого) // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 559-568. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.51