ISSN 2409-7616

Семеновских Т.В., Шляпина С.Ф.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.2

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.49

Семеновских Т.В.1 (Тюмень, Россия) — t.v.semenovskikh@utmn.ru, Шляпина С.Ф.2 (Тюмень, Россия) — shlyapina.sf@gausz.ru

1Тюменский государственный университет

2Государственный аграрный университет Северного Зауралья

Аннотация. В статье рассматривается понятие профессиональной деформации. Чрезмерное развитие деформации является опасным, поскольку оно разрушающе действует на психологическое состояние индивида. Под влиянием негативного воздействия профессиональных деформаций индивид может не только бросить заниматься данным видом профессиональной деятельности, но и впасть в более глубокое психическое расстройство. Авторы статьи исследуют различные проявления профессиональных деформаций у педагогов учреждений дошкольного образования. К таким проявлениям отнесены эмоциональное выгорание, профессиональный стресс, реактивная и личностная тревожность. Авторы описывают различные симптомы эмоционального выгорания, влияющие на психическое и эмоциональное здоровье педагогов, особенно в ситуациях неопределенности, когда работа продолжается и дома. У учителей развивается: чувство «пойманности в ловушку», неадекватная избирательная реакция на раздражители, эмоциональная моральная дезориентация, снижение профессиональной ответственности. Отдельно рассматриваются такие проявления профессиональных деформаций как формирование профессионального стресса, а также реактивной и личностной тревожности. В эмпирической части исследования приводятся результаты диагностики всех вышеперечисленных проявлений профессиональных деформаций у педагогов детского сада. Результаты диагностики показали, что в исследуемой группе у большинства педагогов присутствуют признаки эмоционального выгорания различной степени выраженности. У большей части испытуемых уровень стресса выше нормы.  Кроме того, большое количество респондентов обладают умеренной и высокой реактивной и личностной тревожностью.

Ключевые слова: профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, факторы профессионального выгорания, тревожность, профессиональный стресс, диагностика, педагоги дошкольного образования.

Список источников:

  1. Бергис Т.А., Кривуля Ю.С. Проблема профессионального стресса педагогов в условиях современной образовательной системы // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9, № 1 (30). С. 47-49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42575271  
  2. Вахабова С.А. Эмоциональное выгорание педагога: симптомы, меры профилактики // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 4-7 (60).  С. 46-48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42839898
  3. Гогицаева О.У., Кочисов В.К., Касаева Л.В. Специфика эмоционального выгорания педагогов ДОО и возможности профилактики // ЦИТИСЭ. 2021. № 2. С. 157-166. DOI: 10.15350/2409-7616.2021.2.15
  4. Гунина Е.В., Вишневская М.Н., Андреева Е.А. Изучение показателей профессиональной деформации педагога // Научное мнение. 2021. № 5. С. 132-136. EDN: LNNQHQ, DOI: 10.25807/22224378_2021_5_132
  5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: методология, теория, практика. Монография. — Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т., 2011. — 345 с.
  6. Катунина Н.П., Петухова Л.П., Серегина Н.В. Профессиональные деформации у педагогов на разных этапах профессионального становления // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 3(205). С. 578-581. EDN: BJFKKV, DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p578-581
  7. Кецко Т.В. Сущность и понимание профессиональной деструкции личности педагога // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. №3-4. С. 251-259. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25338546
  8. Колузаева Т.В. Эмоциональное выгорание: причины, последствия, способы профилактики // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.  2020. № 1(31). С. 122-130. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42748227
  9. Кочетков М.В. Проблематика профессиональной деформации педагогического корпуса на фонеэмоционального выгорания // Академическая мысль. 2023. № 3(24). С. 11-14. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54646944
  10. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. — 308 с. ISBN 5-87633-016-7
  11. Мартиросова Н.В. Особенности профессионального психологического отбора как составной части системы первичной профилактики профессиональной деформации / Н.В. Мартиросова, А.М. Ксенофонтов // Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации: Материалы международной научно-практической онлайн-конференции. — М.: Знание-М, 2020. — С. 897-906. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44128633
  12. Медведева Н.И., Усачева И.А. Психологическое сопровождение педагога с профессиональными и личностными деструкциями. – Ставрополь: Юнитех, 2012. — 200с.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20216641
  13. Михайлова А.В., Власова К.М. Профессиональные деформации и профессиональное выгорание педагогов // Педагогическая перспектива. 2022. № 2. С. 38-44. EDN: EWYQQL, DOI: 10.55523/27822559_2022_2(6)_38
  14. Неруш Т.Г. Профессиональное выгорание как специфическая форма профессиональных деструкций // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2012. Т. 12, №3. С. 83-87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17974443
  15. Полякова О.Б. Особенности предупреждения профессиональных деформаций психологов и педагогов // Инновации в образовании. 2019. № 12. С. 58-68. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41415802
  16. Самохвал В.Г. Проблемы возникновения профессиональной деструкции и профессионального выгорания // Территория науки. 2016. № 4. С. 20-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27012634
  17. Соломатин Е.В. Профессиональная деформация преподавателей военных вузов // Гуманитарные проблемы военного дела. 2019. № 2(19). С. 176-179. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41311334  
  18. Титова О.А. Профессионально-личностный рост как фактор профилактики профессиональной деформации педагога // Глобальный научный потенциал. 2019. № 5(98). С. 161-163. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39173523
  19. Шатов А.А. Профессиональная деформация и профессиональная адаптация личности // Форум. 2018. № 3(15). С. 165-167. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36643258
  20. Шевелева М.С., Золотарева А.А., Руднова Н.А. Феномен самозванца в профессиональной среде: роль мотивации и перфекционизма // Национальный психологический журнал. 2021. № 3(43). С. 96-104. EDN: DBYTQK, DOI: 10.11621/npj.2021.0308
  21. Vardanyan S.A. Stress, professional deformation and emotional burning in the professional activity of a teacher // Научные вести. 2020. No. 3(20). P. 17-24. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42520019  
  22. Gavrilyuk N.P. Professional integrity within the structure of professional activity: Psychological and pedagogical formation basis // International Journal of Engineering and Technology. 2018. Vol. 7, No. 4. P. 191-194. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38662243  
  23. Semenovskikh T.V., Volkodav T.V., Shlyapina S.F. Digital Learning Resources in Teaching // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS: International Scientific and Practical Conference Education in a Changing World: Global Challenges and National Priorities. 2021. Vol. 114. P. 210-216. DOI: 10.15405/epsbs.2021.07.02.25
  24. Sviderskaya S.P., Shabasheva E.A. Ignatovich Yu.O. Research on interrelations between mental burnout and factor signs of teachers’ professional self-fulfillment // Perspectives of Science and Education. 2023. No. 2 (62). P. 517-535.DOI: 10.32744/pse.2023.2.30
  25. Sviderskaya S.P. Research work in the sphere of preventive treatment and combating of teacher’s professional deformations (translated from Russian) // Pedagogy & Psychology. Theory and Practice. 2020. No. 2(28). P. 35-44. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48562563  

Библиографическая ссылка: Семеновских Т.В., Шляпина С.Ф. Исследование профессиональных деформаций личности педагога дошкольного образования // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 529-547. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.49