ISSN 2409-7616

Бигаева М.Х., Хадашева С.А.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.44

Бигаева М.Х.1 (Владикавказ, Россия) — Madina125@yandex.ru, Хадашева С.А.1 (Владикавказ, Россия) — tekhti@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова

Аннотация. Статья посвящена выявлению педагогических основ повышения личностного потенциала студентов – будущих педагогов в условиях современного информационно-цифрового общества. В постоянно меняющемся мире возникла проблема совершенствования образовательной, воспитательной, дидактической, социализирующей сфер государственной политики, которая привела к необходимости исследования проблемы повышения личностного потенциала как эффективной технологии управления личностным развитием студентов – будущих педагогов, более продуманного взаимодействия системы образования с производственной сферой, усиления практико-ориентированного составляющего учебно-воспитательного процесса. Ведущими тенденциями в модернизации современного образования являются обращение педагогической деятельности к личности, как основному субъекту учебно-познавательного процесса, а также дальнейшее внедрение компетентностного подхода, направленного на формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, предлагаемых новыми государственными образовательными стандартами. Как показала практика, на передний план в современном образовательном пространстве выступают те инновационные подходы и технологии, благодаря которым система образования обретает способность к самоорганизации, сохраняя и развивая при этом передовые отечественные практики обучения, воспитания и социализации обучающихся. Развитие профессионально важных качеств специалиста, среди которых одним из значимых является личностное развитие, на сегодняшний день выступает актуальной проблемой в условиях любой профессиональной деятельности. Таким образом, процесс организации эффективного управления инновационными процессами и технологиями в современной системе образования на основе тщательного комплексного исследования и критического анализа основных механизмов ее деятельности, с учетом прогнозирования результатов инновационных подходов, выделилась как проблема, требующая научного осмысления в педагогической теории и практике.

Ключевые слова: образование, личностное развитие, личностный потенциал, инновационные процессы, саморазвитие, самоопределение, профессиональное развитие будущих педагогов.

Список источников:

  1. Богомаз С.А., Мацута В.В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у студентов // Психология обучения. 2010. № 12. С. 77-88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15500465
  2. Булаева М.Н., Колдина М.И., Ершов В.Ю. Особенности проявления личностного потенциала студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-2. С. 58-60. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53063362
  3. Гадилия А.М. Мотивационный потенциал студентов как субъективно-личностный фактор профессионального развития // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2023. № 23-3. С. 106-113. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54725950
  4. Замяткина Н.А. Личностный потенциал студентов: сущность и подходы к трактовке // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 6-1. С. 107-117. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=51295454 
  5. Карпова О.Л., Шабалкова Т.Н. Содержательные характеристики актуализации самообразовательной деятельности студентов вуза // Теория и практика физической культуры. 2015. № 5. С. 8-10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23766258
  6. Климов В.М., Галай И.А., Айзман Р.И. Личностный потенциал студентов как фактор профессионального успеха (обзор литературы) // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 4. С. 53-59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24131437
  7. Козловская Д.И., Козловская С.Н. Особенности самоактуализации и самоэффективности студентов в университете // ЦИТИСЭ. 2022. № 1 (31). С. 378-394. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48358580
  8. Лазарева Ю.В., Говендяева А.А. Особенности жизнестойкости и склонность к девиантному поведению в подростковом возрасте // ЦИТИСЭ. 2021. № 2 (28). С. 447-460. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46336264
  9. Лебедев А.В., Айзман Р.И. Личностный потенциал студентов старших курсов педагогического вуза // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2016. № 1. С. 94-100. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26941887
  10. Паттурина Н.П. Познавательная активность и личностный потенциал современных студентов // В книге: Образование в поликультурном обществе. Коллективная монография. Санкт-Петербург, 2021. С. 49-56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48410201
  11. Савва Л.И., Хабибулин Д.А., Егоров В.В. Сущность, содержание и структура личностного потенциала студентов университета // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 2. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54238289
  12. Сайфуллаев Х.Г., Сайфуллоева З.Х. Интерактивное обучение в формировании личностного потенциала студентов // Вестник Педагогического университета. 2019. № 2 (79). С. 19-21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44617808
  13. Старов М.И., Барановский М.С. Ответственное отношение студентов как мотивационно-личностный потенциал их профессионально-познавательной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 11 (139). С. 27-34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22665616
  14. Стенякова Н.Е., Кудряшова О.В. Проблема актуализации личностного потенциала студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. 2014. № 5 (17). С. 23-25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21570441
  15. Чеченов Р.А., Кумахова Д.Б. Основы преподавания, развивающие потенциал личности // Экономика и социум. 2018. № 5 (48). С. 1286-1292. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35682784

Библиографическая ссылка: Бигаева М.Х., Хадашева С.А. Педагогические основы повышения личностного потенциала студентов – будущих педагогов // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 479-486. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.44