ISSN 2409-7616

Шляпина С.Ф.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ФАКТОРЫ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАК МЕРА ПРОФИЛАКТИКИ

УДК 378.046.4

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.43

Шляпина С.Ф.1 (Тюмень, Россия) — shlyapina.sf@gausz.ru

1Государственный аграрный университет Северного Зауралья

Аннотация. В статье исследуется проблема профессиональных деструкций. Любая профессиональная деятельность при длительном ее выполнении деформирует личность профессионала. Профессиональные деструкции как вид профессиональных деформаций имеют разрушительное влияние на личность и ее деятельность, при чем не только профессиональную. В статье особое внимание уделяется такому частому виду профессиональных деструкции личности, как эмоциональное выгорание. Автор уточняет определение эмоционального выгорания, описывает факторы, способствующие возникновению профессиональных деструкций, симптомы, по которым можно заподозрить у себя состояние эмоционального выгорания. Особое внимание уделено мерам по профилактике и предотвращению эмоционального выгорания. Поскольку рутинность профессиональной деятельности и отсутствие развития на рабочем месте – один из факторов возникновения профессиональных деструкций, то одной из мер профилактики является регулярное повышение квалификации и профессиональное развитие специалиста. В статье среди мер профилактики эмоционального выгорания особо выделяется повышение квалификации сотрудников. Повышение своей квалификации позволяет обновить профессиональные компетенции, повышает самооценку и уверенность в собственной эффективности, открывает новые возможности для профессионального роста и продвижения по карьерной лестнице, помогает сотрудникам соответствовать профессиональным стандартам и этическим нормам, придает новый смысл и цель выполняемой профессиональной деятельности, стимулирует создание поддерживающей и вдохновляющей среды, где сотрудники на рабочем месте могут обмениваться опытом, идеями и советами. Все вышеперечисленные следствия повышения квалификации позволяют эффективно справляться с чувством беспомощности и некомпетентности, способствуют снижению стресса и, в конечном, итоге, уменьшению риска эмоционального выгорания.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональные деструкции, эмоциональное выгорание, факторы профессионального выгорания, профилактика, повышение квалификации.

Список источников:

  1. Васильева Е. Эмоциональное выгорание у педагогов: факторы и меры профилактики // Педагогика. 2017.  №. 2. С. 69-74.
  2. Карпов А.В. Метакогнитивные детерминанты психического выгорания в профессиональной деятельности // Перспективы науки и образования. 2019. № 6(42). С. 322-337. DOI: 10.32744/pse.2019.6.27
  3. Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Карасева Т.В. Жизнестойкость и копинг-стратегии медицинских работников в противодействии эмоциональному выгоранию (во время четвертой волны пандемии COVID-19 в России) // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2022. Т. 14, № 6. С. 226-262. DOI: 10.12731/2658-6649-2022-14-6-226-262
  4. Колузаева Т.В. Эмоциональное выгорание: причины, последствия, способы профилактики // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.  2020. № 1(31). С. 122-130. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42748227   
  5. Кулик Ю.В. Эмоциональное выгорание как фактор профессионального сгорания // Психология.  2008. №. 5. С. 24-32.
  6. Мельникова И. Эмоциональное выгорание: теоретический анализ проблемы // Психология и психотерапия. 2014. № 1(51). С. 49-55.
  7. Самохвал В.Г. Проблемы возникновения профессиональной деструкции и профессионального выгорания // Территория науки. 2016. № 4. С. 20-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27012634  
  8. Черниговская Т.В. Эмоциональное выгорание как профессиональный стресс // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № (2). С. 67-84.
  9. Челнокова О.В., Юнышева А.В., Пономарчук Ю.В. Исследование эмоционального выгорания у работников производственной организации // Languages in Professional Communication, 28 апреля 2022 года, 2022. С. 182-188. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48748731
  10. Шевелева М.С., Золотарева А.А., Руднова Н.А. Феномен самозванца в профессиональной среде: роль мотивации и перфекционизма // Национальный психологический журнал. 2021. № 3(43). С. 96-104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47249231  
  11. Шляпина С.Ф. Психологические основы мотивации сотрудников: опыт повышения квалификации кадровых работников организаций АПК // Агропродовольственная политика России. 2023. № 2(105). С. 65-72. DOI: 10.35524/2227-0280_2023_02_65
  12. Gavrilyuk N.P. Professional integrity within the structure of professional activity: Psychological and pedagogical formation basis // International Journal of Engineering and Technology. 2018. Vol. 7, No. 4. P. 191-194. DOI: 10.14419/ijet.v7i4.38.24439
  13. Goncharenko O.N., Semenkova S.N. Model of Educational Work on Career Guidance in the System of Secondary Vocational Education // Propositos y representaciones. 2021. No. 9.  DOI:10.20511/pyr2021.v9nSPE3.1195
  14. Sviderskaya S.P., Shabasheva E.A., Ignatovich Yu.O. Research on interrelations between mental burnout and factor signs of teachers’ professional self-fulfillment // Perspectives of Science and Education. 2023. No. 2 (62). P. 517-535. DOI: 10.32744/pse.2023.2.30
  15. Shlyapina S., Volkodav Т., Semenovskikh T. [et al.] Autopsychological competence as a predictor of subjective well-being in youth // 15th International Technology, Education and Development Conference. — Valencia: IATED, 2021. — P. 4487-4493. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46555117   

Библиографическая ссылка: Шляпина С.Ф. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности: факторы и повышение квалификации как мера профилактики // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 468-478. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.43