ISSN 2409-7616

Ланина С.Ю.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СЛУЧАЙНЫХ ВЕЛИЧИН В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ

УДК 372.851

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.39

Ланина С.Ю.1 (Благовещенск, Россия) — swetl.lanina@yandex.ru

1Благовещенский государственный педагогический университет

Аннотация. Опираясь на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и среднего общего образования нового поколения, а также принимая во внимание Концепцию развития российского математического образования происходит процесс актуализации задач, касающихся обновления содержания учебного курса «Математика». Инновационной составляющей этого процесса, является введение нового предмета «Вероятность и статистика» в учебный курс «Математика». Изучение элементов теории вероятностей и статистики позволяет не только погрузится в увлекательный и интересный процесс обучения, но и способствует формированию математической культуры обучающегося, развить вероятностное мышления. Также, в процессе обучения необходимо показать, что основные понятия, законы теории вероятностей и статистики используются не только в узком, специализированном кругу математических и технических наук, но и имеют широкое применение в экономике, социологии, архитектуре и других науках. Цель исследования выявление основных методических особенностей изучения раздела «Случайные величины» в школьном курсе математики. Практическая значимость исследования состоит в том, что выявлены и подробно описаны основные методические особенности изучения случайных величин, для каждой из которых приведены наглядные примеры. Особое внимание уделено процессу составления закона распределения дискретной случайной величиной, описан алгоритм его построения, который подробно расписан на конкретном примере. Представленные в статье методические особенности изучения раздела «Случайные величины», могут быть успешно применены в учебном процессе практикующего учителя математики, что позволит не только облегчить подготовку учителя к занятию, но и способствовать более эффективному изучению данного раздела.

Ключевые слова: методические особенности, случайные величины, математика, основное общее образование, среднее общее образование.

Список источников:

  1. Колобов А.Н. Особенности обучения элементам теории вероятностей в школьном курсе математики // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4(89). С. 128-130. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46523375
  2. Полякова А.Ю. Преемственное формирование стохастической культуры школьников в условиях цифровой трансформации общего образования. — М.: Инфра-М, 2023. 212 с. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=49703804
  3. Энтина С.Б., Энтина С.Б., Юдова М.Э.  К вопросу о статистических исследованиях в школьном курсе математики // Компьютерные инструменты в образовании. 2020. № 3. С. 100-128. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=44782687
  4. Минакова П.С., Клещева А.А. Теория вероятностей как инструмент метапредметного обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2022. № 4(308). С. 90-98. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=50170101
  5. Евсеева Е.Г. Развитие методической компетентности учителя математики по проектированию обучения содержательной линии «Элементы комбинаторики, теории вероятностей и статистики» // Дидактика математики: проблемы и исследования. 2022. № 2(56). С. 57-66. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=50762440
  6. Войтенко Т.Ю., Фирер А.В. Различные подходы к определению понятия вероятности в курсе математики основной школы // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-1. С. 78-81. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=49469754
  7. Гурбанбердиева А., Хфдфрова А.Г. Особенности изучения теории вероятностей и теории ожидания в математике // Вестник науки. 2022. Т. 5, № 10(55). С. 211-215. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=49601998
  8. Останов К., Шукруллоев Б.Р., Азимов А.А. Некоторые особенности изучения теорем сложения и умножения вероятностей в школе // Academy. 2019. № 11(50). С. 27-28. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=41369502
  9. Зубова Е.А. Элементы теории вероятностей в курсе средней школы в рамках подготовки к ОГЭ // Вопросы педагогики. 2020. № 7-1. С. 73-75. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=43128021
  10. Кобзарь А.Н. Изучение элементов высшей математики будущими специалистами медицинского профиля // Управление устойчивым развитием. 2019. № 4(23). С. 95-102. URL:   https://elibrary.ru/item.asp?id=41287881
  11. Хотулева О.В., Ющенко Ю.А., Эшбаева Г.Б.  Реализация метапредметного подхода в преподавании биологии в средней школе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-3. С. 260-264. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46587349
  12. Лыкова К. Г. Организация мировоззренчески направленного обучения стохастике старшеклассников // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2021. № 4(24). С. 22-31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47442426
  13. Дворяткина С. Н., Щербатых С.В. Теоретико-методическое обеспечение фрактального формирования и развития вероятностного стиля мышления в процессе обучения математике. — М.: Флинта, 2020. — 440 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44042673
  14. Евдокимова Г.С., Сенькина Г.Е. Аспекты формирования в образовательном процессе стохастической культуры обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. С. 30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49404398
  15. Евдокимова Г. С., Сенькина Г.Е. Методические замечания к реализации стохастической линии в курсе математики средней школы // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. С. 63. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45687513

Библиографическая ссылка: Ланина С.Ю. Методические особенности изучения случайных величин в школьном курсе математики // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 430-438. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.39