ISSN 2409-7616

Пронина Н.А.

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

УДК 376.1

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.37

Пронина Н.А.1 (Тула, Россия )- natalie4941@rambler.ru

1Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

Аннотация. Социально-экономические изменения в нашей стране влекут за собой трансформацию системы образования. Современный учитель должен находить индивидуальный подход к любому ребенку, в том числе с особенностями в развитии. Для этого необходимо быть грамотным и практико-ориентированным специалистом, прекрасно владеть знаниями не только по своему предмету, но и методикой преподавания, а также психологией. Школа — это один из первичных институтов социализации, и она несет большую ответственность за формирование человеческой личности. Все больше появляется детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, учителю очень важно уметь наладить контакт с такими обучающимися, правильно построить процесс обучения и воспитания. Тема исследования является очень актуальной, так как в последнее время детей с синдромом дефицита внимания и гипеактивности появляется все больше и больше, но не все учителя владеют инструментарием, не знают, как с ними надо работать. Цель данного исследования– изучить особенности детей с синдромом дефицита внимания и гипеактивности. Задачи исследования: проанализировать степень изученности проблемы исследования в психолого-педагогической литературе; создать и описать модельобучения и воспитания ребенка с синдромом дефицита внимания и гипеактивности. В работе были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, моделирование. Научная новизна исследования заключается в том, что описанное взаимодействие педагога-психолога, учителей и родителей очень важно для обучения и воспитания детей с синдромом дефицита внимания и гипеактивности и их дальнейшей успешной социализацией. Предложенная в статье модель обучения и воспитания ребенка с синдромом дефицита внимания и гипеактивности может быть использована в работе учителя, педагога-психолога. Статья также может быть интересна родителям, имеющих детей с синдромом дефицита внимания и гипеактивности.

Ключевые слова: обучение, учащийся, ребенок, гиперактивность, учитель, психолого-воспитание, школа.

Список источников:

  1. Абшилава Е.Ф. Комплексная многоуровневая коррекционная помощь детям младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Педагогическое образование в России. 2017. № 7. С. 96-102. EDN: ZDMALN, DOI: 10.26170/po17-07-12
  2. Ахмерова З.А. Психологическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Бюллетень науки и практики. 2017. Т. 5, № 11.  С. 360-370. EDN: HLTNGI, DOI: 10.33619/2414-2948/48/45
  3. Батракова М.А. Возможности нейропсихологической коррекции в преодолении учебных трудностей у младшего подростка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Молодой ученый.  2022. № 20 (415).  С. 208-210.
  4. Бокова О.А., Тараханов С.И. Особенности программы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ на базе центра дополнительного образования // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5(78). С. 240-243. EDN: KZQPGV, DOI: 10.24411/1991-5497-2019-00100
  5. Гернега К.С., Ватагина И.Н. Особенности психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях образовательных учреждений // Россия: тенденции и перспективы развития.  — Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2018. — С. 5-8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35229742
  6. Гребенникова В.М., Никитина Н.И., Падылин Н.Ю. Некоторые аспекты социально-педагогического сопровождения семейного воспитания дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в условиях специализированного Центра // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10, № 3 (2). С. 83-94. EDN: XUGHCX, DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-3/2-83-94
  7. Долгова В.И., Крыжановская Н.В., Непомнящая Н.А. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт».  2016.  Т. 44.  С. 1–8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27348853
  8. Ефимова Н.Д. Психолого-педагогическая коррекция синдрома дефицита внимания у детей младшего школьного возраста // Вопросы науки и образования. 2019. № 4 (49). С. 211-216. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36964963
  9. Ефимова Н.Д. Синдром дефицита внимания как социально-психологическая проблема // Вопросы науки и образования. 2019. № 4 (49). С. 216-220. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36964964
  10. Желяскова С.И. Интегрированный урок музыки как способ коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. 2019. № 3.  С. 25-27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=40464096
  11. Зайцева О.Ю. Социально-психологическая детерминация синдрома гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 1 (18). С. 275-278. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=28997362
  12. Игнатенко М.В. Особенности обучения гиперактивных детей в начальной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-3. С. 76-78. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37950613
  13. Карпова С.И., Любченко О.А. Моделирование процесса социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста в условиях федерального государственного образовательного стандарта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 8, № 4 (168). С. 22-28. EDN: YUACXF, DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-22-29
  14. Кириллова Ю.А., Чернова М.А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых // Актуальные исследования. 2022. № 51 (130), Ч.I. С. 63-65. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50020448
  15. Ковылина А.А. Сущность и принципы сопровождения педагога образовательной организации // Молодой ученый.  2019.  № 2 (240).  С. 353-355.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36775890  
  16. Неумоева-Колчеданцева Е.В., Пантелеева А.И. Модель педагогического сопровождения развития профессиональной направленности будущих педагогов в ходе социальной практики // Проблемы современного педагогического образования.  2018.  №4. С. 275-281. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35204314
  17. Петров А.А., Саламатина О.В. Сопровождение одарённых детей // Молодой ученый.  2021.  № 49 (391).  С. 407-409.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47335249
  18. Пушкарева Д.В., Иванова Т.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых: причины возникновения, основные клинические проявления и коморбидные психические расстройства (литературный обзор) // Омский психиатрический журнал. 2018. № 4(18). С. 8-13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36686109
  19. Тихонова И.В. Опыт разработки модели деятельности психологов по сопровождению обучающихся с ОВЗ в Костромском регионе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 4. С. 226-231. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36884705
  20. Токарская Л.В., Лаврова М.А., Лазаускене З.С. Изучение особенностей нейрокогнитивного развития и специфики детско-родительского взаимодействия при семейном риске расстройств аутистического спектра (рас) и синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) // Педагогическое образование в России. 2017. № 11. С. 150-157. EDN: ZWBAYH, DOI: 10.26170/po17-11-23
  21. Тугулеева Г.В., Овсяннникова Е.А., Ильина Г.В. Реализация технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном образовании // Перспективы наук и образования. 2019. № 1. С. 417-430. EDN: VUSMMQ, DOI: 10.32744/pse.2019.1.31
  22. Фань И. Применение интегративной модели музыкотерапии в психолого-педагогическом сопровождении младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Здоровье и образование в XXI веке. 2017. Т. 19, № 12. С. 323-326. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30795962
  23. Холина О.А. Особенности коррекционной работы с гиперактивными детьми // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2017. № 2. С. 193-198. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29128909
  24. Fioravante I., Lozano-Lozano J.A., Martella D. Attention deficit hyperactivity disorder: A pilot study for symptom assessment and diagnosis in children in Chile // Quantitative Psychology and Measurement. 2022. Vol. 13. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.946273  
  25. Meermana S., Batstraa L., Grietensaand H., FrancesA. ADHD: a critical update for educational professionals // International journal of qualitative studies on health and well-being, 2017. Vol. 12. Id.1298267. DOI: 10.1080/17482631.2017.1298267  
  26. Núñez-Jaramillo L., Herrera-Solís A.Э, Herrera-Morales W.V. ADHD: Reviewing the Causes and Evaluating Solutions // Journal of Personalized Medicine, 2021. Vol. 11. P. 166-187. DOI: 10.3390/jpm11030166     

Библиографическая ссылка: Пронина Н.А. Обучение и воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 408-418. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.37