ISSN 2409-7616

Быкасова Л.В., Гармаш С.В., Подберезный В.В.

КРЕАТИВНОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.32

Быкасова Л.В.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — moeve-25-moeve@yandex.ru, Гармаш С.В.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — garmash@mail.ru, Подберезный В.В.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — podberes@mail.ru 

1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Аннотация. С позиций феноменологического и сущностного подходов в статье предпринята попытка выявления особенностей формирования креативных качеств руководителя образовательной организации, из разворачивания сути которых рельефно проявляются философские основания и исторические детерминанты феномена, раскрываются педагогические, психологические и социальные особенности явления, выявляются культурные предпосылки становления и развития дальнейшей креативности в управлении образованием, что позволяет обнаружить и зафиксировать в педагогическом тезаурусе имманентную сущность и уровни креативности, функциональную связь и дифференциацию воздействия на субъекта принимаемых управленческих решений, форму координации взаимодействия в команде, методы, принципы и  средства  управления, а также императив ответственности руководителя современной образовательной организации. В год педагога и наставника авторы обращаются к ценностным ориентирам личности, раскрывают тенденции развития креативности в управлении образованием, которые направлены на дальнейшую антропологизацию практики образования, сохранность педагогического суверенитета, расширение  рамок креативности руководителя, что помогает современному менеджеру грамотно формулировать тактические и стратегические линии в управлении образовательной организацией, ставить цели и решать задачи, позволяющие обеспечить успешность существования образовательной организации, стабильность ее работы, формировать и поддерживать ее реноме и конкурентоспособность. Важным положением является выявление в статье сути, динамики, факторов и принципов креативного управления образовательной организации, влияющих на объект и стиль управления, на кодекс ценностей и потенциал развития современного руководителя, без учета которых управление образовательной организацией не может быть успешным в социальных, рыночных и долгосрочных перспективах.

Ключевые слова: лидер, маркеры, метапредметные навыки, управление, креативность, образовательная организация.

Список источников:

  1. Аширов Д.В., Пастухова Л.С., Турлакова О.Е. Воспитание в высшей школе: поиск современной модели // Ценности и смыслы. 2021. № 2(72). С. 78-94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45842668
  2. Винокурова Н.А., Гудович И.С. Проблемы выхода выпускников вуза на рынок труда: амбиции, реальность, перспективы // Современная экономика: проблемы и решения. 2022. № 7 (151). С. 93-112. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49413938
  3. Volkov A.V., Volkova S.V. Homo educationandus in the mirror of philosophical anthropology // Perspectives of science and education. 2020. No. 6 (48).  P. 22-30. DOI: 10.32744/pse.2020.6.2
  4. Выготский, Л. С.  Психология развития. — Москва: Юрайт, 2023. — 281 с. ISBN 978-5-534-07290-7.
  5. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. — М.: МИРОС, 2022. — 296 с. ISBN 5-7084-0230-Х
  6. Иванов А.В. Методическое обеспечение духовно-нравственного воспитания на разных возрастных этапах развития // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 4. С. 34-41. EDN: KBFUZP  DOI: 10.20339/AM.04-21.034
  7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.  Словарь по педагогике.  Москва: ИКЦ «МарТ», 2005. — 448 с.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.  — М.: Смысл, 2021. — 352 с. ISBN: 978-5-458-03987-1
  9. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2019. -400 с. ISBN 978-5-4461-1309-5
  10. К вопросу построения когнитивных карт компетенций для развития человеческого капитала // Управленческий учет. 2021. №. 8-2, С. 383-394. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46486616
  11. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М.: Просвещение, 2019. – 680 c. ISBN: 5-87977-019-2
  12. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова. — М.: РГСУ, 2019. —  352 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41222164
  13. Симонян М.С., Постникова Е.А. Приоритетные направления организации профессионального самоопределения молодежи в аспекте конкурентоспособности человеческого капитала // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 225-227. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42987708
  14. Философский словарь. — М.: Республика, 2003. — С. 453. ISBN 985-428-636-3.
  15. Белова Е.Н. Сетевое профессионально-развивающее образовательное пространство // Открытое и дистанционное образование. 2017. № 1(65). С. 5-11. EDN: YGUBJJ, DOI: 10.17223/16095944/65/1
  16. Bykasova L., Podbereznyi V., Petrushenko S. Education subject as a synthesis of cognitive practices. International Scientific Conference «Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism», 2019. pp.  569-576. DOI: 10.15405/epsbs.2019.12.04.77
  17. Bykasova L., Kravchenko M., Kamenskaya E., Krevsoun M., Samoilova I. Modern education: immersive discourse. Proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference «Current problems of social and labor relations» (ISPC-CPSLR 2021). — Amsterdam, 2022, pp. 87-94. DOI:10.2991/assehr.k.220208.015
  18. Kulik A.A., Lazareva P.V., Ippolitova N.V. Competency-based approach and competencies in higher education: a theoretical review // Educational Psychology Practices in Europe and the Middle East, 2020. Vol. 8(2). P. 645-651. DOI: 10.20511/pyr2020.v8nSPE2.645
  19. Khanfar A.R. Teachers’ insights into the role of teamwork among students in public schools // Cypriot Journal of Educational Sciences. 2022. Vol. 16, Issue 6. P. 2981-2993. DOI: 10.18844/cjes.v16i6.6487
  20. Le Deist F. D., Winterton J. What is competence? // Human resource development international. 2005. Vol. 8 (1). P. 27-46. DOI: 10.1080/1367886042000338227
  21. Valkenburg P., Junge C., Dekovich M. The building blocks of social competence: Contributions of the Consortium of Individual Development // Developmental cognitive neuroscience. 2020. Vol. 45. P. 1-11. DOI: 10.1016/j.dcn.2020.100861

Библиографическая ссылка: Быкасова Л.В., Гармаш С.В., Подберезный В.В. Креативность в управлении образованием // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 342-354. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.32