ISSN 2409-7616

Жданова Т.А., Стаситис Д.В.

ГИБРИДНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

УДК 37.013.32

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.31

Жданова Т.А.1 (Хабаровск, Россия) — 000500@pnu.edu.ru, Стаситис Д.В.1 (Хабаровск, Россия) — 2022103519@pnu.edu.ru

1Тихоокеанский государственный университет

Аннотация. Предметом исследования статьи являются гибридное обучение. Цель статьи – на основе научных публикаций в области гибридного обучения показать, что существуют некоторые неизученные области гибридного обучения, которые требуют дальнейших исследований и разработки с целью адаптации и оптимизации гибридного обучение для достижения максимальных результатов и успеха учащихся. Методологией исследования послужили принципы диалектической объективности, позитивный и системный подходы, экспертный метод, логический анализ. Результаты исследования: выявлены суть гибридного обучения, особенности, преимущества и недостатки гибридного обучения, роль компьютерных технологий, онлайн-коммуникаций, а также роли педагога в гибридном обучении. Гибридное обучение требует активного участия педагогов, которые выступают в качестве фасилитаторов и наставников, способных адаптироваться к новым технологиям и методикам. Дальнейших исследований требует изучение эффективности различных моделей гибридного обучения; выявление аспектов гибридного обучения, которые влияют на мотивацию учения, и какие стратегии можно применить для максимизации этого эффекта. Несмотря на то, что гибридное обучение предлагает широкий спектр возможностей для комбинирования традиционных и онлайн-компонентов, пока не существует общепринятых стратегий или стандартов для их оптимального сочетания; а также понять, как гибридное обучение влияет на различные типы учащихся, включая различия в стилях обучения, мотивации, способностях и особенностях развития и др.

Ключевые слова: гибридное обучение, смешанное обучение, онлайн-обучение, интерактивные инструменты, цифровая трансформация образования, цифровизация образования, онлайн-коммуникация.

Список источников:

  1. Bender T. Discussion-based online teaching to enhance student learning. New York: Routledge, 2003. — 206 p.  ISBN 9781003444282
  2. Сергеев С.Ф. Человеческий фактор в самолетах 6-го поколения: проблемы техносимбиоза // Мехатроника, автоматизация, управление. 2018. № 9(12). С. 806-811. DOI: 10.17587/mau.19.806-811
  3. Белоновская И.Д., Кольга В.В., Горяйнова Т.А. Технологии визуализации в гибридном обучении будущих инженеров: направления реализации и профессионально‐личностная успешность // Primo Aspectu. 2021. No.  1 (45). С. 85-93. EDN: VBWTPJ, DOI: 10.35211/2500-2635-2021-1-45-85-93
  4. Григораш О.В. Дистанционное обучение в системе высшего образования: преимущества, недостатки и перспективы // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 101. С. 2048-2059. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22567496
  5. Калинина С.Д. Предпосылки использования дистанционных образовательных технологий в системе высшего профессионального образования // Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С. 11-15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22989162
  6. Мешкова И.Н., Спыну Л.М., Шереметьева О.А. Эффективность применения гибридного (смешанного) метода при обучении французскому языку в вузе // Перспективы науки. 2018. № 11 (110). С. 187-191. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36881789
  7. Павловская Е.А. Преподавание русского языка студентам нефилологических специальностей в гибридном формате обучения // Смоленский медицинский альманах. 2022. № 4. С. 60-63. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54078663
  8. Рудинский И.Д., Давыдов А.В. Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2021. Т. 7, № 1. С. 44–52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45624364
  9. Савич И.И. Дистанционное обучение в условиях самоизоляции // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2020. № 3. С. 144-159. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44106415
  10. Скрынская О.А. Смешенное и гибридное обучение: преимущества и недостатки // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2023. Т. 1. С. 471-473. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=53924458
  11. Сенашенко В.С., Макарова А.А. Образовательные гибриды в высшем образовании России // Высшее образование в России.  2018.  № 8-9.  С. 24–42. EDN: XYTIAX, DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-24-42
  12. Степанов С.Ю. Дистанционное обучение как ресурс развития непрерывного образования: риски и возможности // Непрерывное образование: XXI век. 2018. № 4 (24). С. 24-32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36768058
  13. Ткаченко П.В., Петрова Е.В. Белоусова Н.И. Гибридное обучение как способ повышения эффективности образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т.10, № 3(36).  DOI: 10.26140/anip-2021-1003-0070
  14. Тыныбекова Ч.А. Гибридный формат обучения студентов деловому английскому языку для неязыковых // Международный журнал экспериментального образования. 2021. № 5. С. 10-21. EDN: ZNVFGC, DOI: 10.17513/mjeo.12053
  15. Хэтти Д. Видимое обучение для учителей. Как повысить эффективность педагогической работы. — М.: Национальное образование, 2021. — 322 с.
  16. Чупров Л.Ф. Российское дистанционное образование – «философский камень» современности // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 7. С. 116-116.
  17. Ярычев Н.У., Емельянова И.Е., Дудаев Г.С. Специфика педагогического общения преподавателя высшей школы в условиях реализации гибридного обучения // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 3 (100). С. 298-300. DOI: 10.24412/1991-5497-2023-3100-300-302

Библиографическая ссылка: Жданова Т.А., Стаситис Д.В. Гибридное обучение: проблемы исследований // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 332-341. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.31