ISSN 2409-7616

Яровая Е.А., Ковшова Ю.Н.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕЙМИФИКАЦИИ

УДК 373.3/.5+61+37.0

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.20

Яровая Е.А.1 (Новосибирск, Россия) — jnar1@yandex.ru, Ковшова Ю.Н.1 (Новосибирск, Россия) — santulan@yandex.ru

1Новосибирский государственный педагогический университет

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования здорового образа жизни в процессе обучения в общеобразовательной организации путем включения в элементы урока дидактических игр соответствующего содержания или формы. Анализ факторов, отрицательно влияющих на здоровье современного поколения школьников, результатов основного государственного экзамена и установление ряда причинно-следственных связей между этими данными, обусловили актуальность настоящего исследования. В статье приводится описание разработанного авторского подхода к формированию здорового образа жизни обучающихся путем использования подвижных, неподвижных и комбинированных дидактических игр на уроках математики на ступени основного общего образования. Для обоснования и описания целесообразности применения таких игр используется авторская терминология. Представлены несколько авторских дидактических игр, иллюстрирующие каждый из описанных типов: неподвижный, подвижный и комбинированный. Показаны как сценарии, так и примеры заданий. Для составления игр использованы как ранее созданные авторами оболочки, наполненные новым содержанием («Мудрый осьминог», «Слово или дело»), так и новые сценарии и задания. Приведены результаты и анализ апробации представленных игр на уроках математики в 5-8 классах общеобразовательной организации. Показаны фрагменты опыта научно-методической работы со студентами педагогического университета в данном направлении. Отмечено, что в целом опыт оказался положительным, поэтому, по мнению авторов, является целесообразным продолжение разработки и применения здоровьесберегающих дидактических игр на уроках математики. На основе результатов проведенного исследования определены перспективные варианты дальнейших изысканий по проблеме геймификации процесса обучения математике с учетом здоровьесбережения современного поколения школьников.

Ключевые слова: геймификация, дидактическая игра, обучение математике, здоровый образ жизни, здоровьесбережение.

Список источников:

  1. Alshammari M.T. Evaluation of gamification in e-learning systems for elementary school students // TEM Journal. 2020. Vol. 9, No. 2. P. 806-813. EDN: DXUNPL, DOI: 10.18421/TEM92-51
  2. Hossein-Mohand H., Gómez-García M., Trujillo-Torres J.M. Analysis of the use and integration of the flipped learning model, project-based learning, and gamification methodologies by secondary school mathematics teachers // Sustainability.  2021. Vol. 13, No. 5.  P. 1-18. EDN: CIGGXH, DOI: 10.3390/su13052606
  3. Ariffin N.A.N., Ramli N., Alam N.M.F.H.N.B. Effectiveness of gamification in teaching and learning mathematics // Journal on Mathematics Education.  2022.  Vol. 13, No. 1.  P. 173-190. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48965686
  4. Sánchez S.P., Belmonte J.L., Cabrera A.F. Gamification as a methodological complement to flipped learning-an incident factor in learning improvement // Multimodal Technologies and Interaction.  2020.  Vol. 4, No. 2.  P. 12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43599279
  5. Wangi N.B.S., Setyosari P., Kuswandi D. Integrating gamification in a blended learning entrepreneurship course: Discussing student learning and achievement motivation // International Journal of Innovation and Learning.  2021.  Vol. 30, No. 1.  P. 91-113. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46998542
  6. Muxtarlı E.A., Məmmədova K.F., Nəbiyeva F.N.Yeddinci sinif şagirdləri ilə fiziki tərbiyə dərslərində xüsusi fiziki hərəkətlərdən istifadənin effektivliyi // Bədən Tərbiyəsi və İdman Akademiyasının Elmi Xəbərləri. 2021. Т. 3,  № 3. С. 102-108. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47384312
  7. Sailer M., Homner L. The Gamification of Learning: a Meta-analysis // Educational Psychology Review. 2020.  Vol. 32, No. 1.  P. 77-112. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53389915
  8. Huang R., Ritzhaupt A.D., Sommer M. The impact of gamification in educational settings on student learning outcomes: a meta-analysis // Educational Technology Research and Development.  2020.  Vol. 68, No. 4.  P. 1875-1901. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53271899
  9. Ганузин В.М., Сторожева И.В., Сухова Н.С. Анализ состояния здоровья детей школьного возраста по данным профилактических медицинских осмотров // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2022. № 1. С. 28-29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48698702  
  10. Кочетова Ю.Ю., Старчикова М.В., Бендрикова А. Ю. Оценка значимости факторов стресса, нерационального питания и низкой физической активности для здоровья школьников // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 5. С. 211-225. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44193032
  11. Ненахов И. Г., Стёпкин Ю. И., Платунин А. В. К вопросу оценки риска влияния табакокурения на здоровье учащихся школьного возраста // Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2019. № 12 (321). С. 20-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42395754
  12. Петрушкина Т.И., Швыгина Н.В. Влияние факторов образовательной среды на уровень физического развития и состояние здоровья старших школьников // Физическая культура в школе. 2022. № 4. С. 55-57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49331086
  13. Писарева А.Н. Образ жизни и поведенческие факторы риска формирования здоровья школьников // Медицинский альманах. 2017. № 2 (47). С. 49-52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29253661
  14. Рудзик Е.Е. Фольклор – фактор сохранения психического, физического и духовно-нравственного здоровья школьников // Искусство и образование. 2016. № 4 (102). С. 83-93. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27441910
  15. Соболевская Т.А., Рябова И.В., Черногоров Д.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: взгляд родителей // Санитарный врач. 2022. № 9. С. 662-666. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49436129
  16. Соколова А.И., Яськова Е.Е. Влияние современных информационных технологий на состояние здоровья школьников // Российский вестник гигиены. 2021. № 2. С. 40-44. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48404628
  17. Соколова Н.В., Гончарова И.Г., Кувшинова Н.М. Роль школы в вопросах формирования ценности здоровья и здорового образа жизни среди подростков // Культура физическая и здоровье. 2021. № 4 (80). С. 117-120. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47698152
  18. Яровая Е.А., Ковшова Ю.Н. Формирование функциональной грамотности обучающихся посредством использования интегрированных геймифицированных заданий по математике // ЦИТИСЭ. 2022. № 3 (33). С. 359-376. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49586374
  19. Яровая Е.А., Ковшова Ю.Н., Рудакова Е.А. Комплекс интерактивных дидактических игр как средство развития геометрического мышления обучающихся 7 класса // ЦИТИСЭ. 2022. № 4 (34). С. 380-395. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50147763

Библиографическая ссылка: Яровая Е.А., Ковшова Ю.Н. Формирование здорового образа жизни обучающихся основной школы посредством использования элементов геймификации // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 209-224. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.20