ISSN 2409-7616

Каргаполова Е.В., Давыдова Ю.А., Ивлева М.И., Аксютина И.В.

ПЕРСПЕКТИВЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ МОСКВЫ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СТРАТЕГИЧЕСКИХ СЕССИЙ)

УДК 331.538

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.18

Каргаполова Е.В.1 (Москва, Россия) — k474671@list.ru, Давыдова Ю.А.1 (Москва, Россия) — ylkadav@mail.ru, Ивлева М.И.1 (Москва, Россия) — stm602@yandex.ru, Аксютина И.В.2 (Москва, Россия) — aksyutina@mail.ru

1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

2МИРЭ   Российский технологический университет

Аннотация. В статье представлены результаты анализа представлений студентов вузов Москвы о перспективах трудоустройства. На основе стратегических сессий с применением игровых методик среди выпускников (то есть обучающихся, защитивших выпускную квалификационную работу и завершающих обучение в вузе) зафиксированы противоречия в представлениях об идеальной работе у молодых людей – между желаемым и реальным, личным и общественным, свободой и необходимостью, карьерными амбициями и оценкой собственных возможностей. Показано, что готов уехать для трудоустройства из столицы в другой регион только каждый четвертый выпускник московских вузов при соответствующих условиях. У молодых людей сформирован запрос на работу в офисе, но с гибким графиком работы. Отмечается неустойчивость статусной диспозиции «лидер-подчиненный». Большинство готовы быть подчиненными с перспективой карьерного роста. Создание собственного бизнеса также откладывается на отдаленную перспективу. Горизонт командообразования – 7-8 человек. Представления о нормальных в трудовых коллективах (дружеских, но не панибратских) отношениях соответствуют российскому менталитету. Зафиксирована также готовность большинства трудиться на рутинной работе. Генерировать идеи, работать в условиях инноваций могут далеко не все и не всегда. Показано, что выпускник рефлексирует свою ответственность за успех в трудоустройстве, рассчитывая прежде всего на собственные силы. Но нуждается в эмоциональной поддержке, так как достаточно низко оценивает свои шансы на рынке труда.

Ключевые слова: трудовое самоопределение, трудоустройство, выпускник вуза, студенчество, стратегическая сессия.

Список источников:

  1. Головина Н.Н., Хабибуллина Ф.Я. Сопровождение профессионального выбора выпускников в условиях сотрудничества лицея и опорного вуза региона // Вестник Марийского государственного университета. 2022. Т. 16, № 1. С. 21-33.  DOI: 10.30914/2072-6783-2022-16-1-21-33
  2. Данилова Е.Н. Профессиональная ориентация учащихся как элемент образовательной деятельности в процессе подготовки кадров в области юриспруденции // Вестник Тюменского государственного института культуры. 2017. № 2(8). С. 59-61. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46190704
  3. Евсеев В.О., Пушкарева Н.Н. Влияние уровня жизни на компоненты мировоззренческого потенциала молодёжи // ЦИТИСЭ. 2022. № 4(34). С. 579-589. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.4.52
  4. Евсеев В.О., Пушкарева Н.Н. Особенности экономического поведения при выборе высшего учебного заведения // ЦИТИСЭ. 2022. № 4(34). С. 7-20. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.4.01
  5. Кондратьева О.Г., Сергеев И.С. Профессиональная ориентация и сопровождение профессионального самоопределения: иллюзия тождества // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2015. № 3(5). С. 135-140. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24930977
  6. Кузуб Е.В. Профессиональная ориентация как способ повышения конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда // Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-2(79). С. 759-765. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28930132
  7. Макарова А.В. Индивидуальная профессионально-образовательная траектория студента вуза в контексте цифровизации: тенденции и опыт поддержки самоопределения // Российский университет в неустойчивом мире: глобальные вызовы и национальные ответы. Материалы национальной научно-практической конференции. В 2-х частях. — Иваново: Ивановский государственный университет, 2019. — С. 104-111. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41277879
  8. Марков Д.И. Что такое идеальная работа и как на нее устроиться: карьера как форма успеха в представлениях студентов // Социальное пространство. 2021. Т. 7, № 5. С. 1-18. DOI: 10.15838/sa.2021.5.32.3
  9. Папандопуло О.А. Профессиональная ориентация молодых людей как фактор эффективного развития рынка труда // Социодинамика. 2023. № 4. С. 44-53. EDN: UZZEFG, DOI: 10.25136/2409-7144.2023.4.37162
  10. Хузяхметов Р.Р., Ромашкина Г.Ф. Навыки трудоустраиваемости студентов: стратегии развития // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 3. С. 69–83. EDN: DMVFSH, DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-3-69-83
  11. Шаульська Л.В., Якимова Н.С. Регулювання професійно-освітніх траєкторій молоді в контексті соціальної відповідальності держави // Менеджер. Вісник Донецького державного університету управління. 2013. № 3(65). С. 195-203. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21006746
  12. Karaca-Atik A., Meeuwisse M., Gorgievski M. Uncovering important 21st-century skills for sustainable career development of social sciences graduates: A systematic review // Educational Research Review. 2023. Vol. 39. Id 100528. DOI: 10.1016/j.edurev.2023.100528
  13. Lenzinka M. Self-education – old problems, new challenges // Educational Psychology.  2019.  Vol. 16.  P. 129-143. DOI: 10.5604/01.3001.0013.6369
  14. Mihai O. Self-education and lifelong learning // International E-journal of Advances in Social Sciences.  2021.  Vol. 7,  No. 9.  P. 1-4. DOI: 10.18769/ijasos.877846
  15. TemnikovA L.B., Temnikov V.I. Professional orientation in research of russian and foreign practices // Professional orientation of youth. — Krasnodar: Kuban State Technological University, 2022. — С. 429-434. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48596820

Библиографическая ссылка: Каргаполова Е.В., Давыдова Ю.А., Ивлева М.И., Аксютина И.В. Перспективы трудоустройства в представлениях выпускников вузов Москвы (по результатам стратегических сессий) // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 187-199. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.18