ISSN 2409-7616

Кудрявцева Е.Ю., Кергилова Н.В., Сазонова О.К.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СИТУАЦИИ СДАЧИ ОГЭ

УДК 371.31

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.15

Кудрявцева Е.Ю.1 (Горно-Алтайск, Россия) — ekudris@mail.ru, Кергилова Н.В.1 (Горно-Алтайск, Россия) — kergilova@mail.ru, Сазонова О.К.1 (Горно-Алтайск, Россия) — sazonova_03@mail.ru

1Горно-Алтайский государственный университет

Аннотация. Адаптация к новой ситуации предполагает поиск эффективных алгоритмов поведения. При этом важно использовать жизненный опыт, творческий потенциал, умения навыки, приобретенные в течение жизни. Для того чтобы справиться со сложными задачами и трудными жизненными ситуациями в педагогической науке этот процесс обозначается как совладающее поведение или копинг-стратегии. При изучении возрастных особенностей копинг-стратегий у подростков можно увидеть, что перечень жизненных ситуаций, при этом необязательно позитивных, может кардинально меняться на протяжении всей жизни человека. Способы решения будут меняться в соответствии с данными жизненными ситуациями. Статья представляет результаты исследования копинг-стратегий старших подростков с разным уровнем стрессоустойчивости и уровнем тревожности в ситуации сдачи основного государственного экзамена. Авторы рассматривают понятия копинг-стратегий, стрессоустойчивости, анализируют конструктивные и деструктивные способы решения возникающих трудностей. В исследовании приняли участие 120 человек, в возрасте от 15 до 16 лет. Исследовав предпочитаемые копинг-стратегии учащимися в стрессовых ситуациях, авторы пришли к выводу, что наиболее предпочитаемыми копинг-стратегиями является «Социальная поддержка» и «Разрешение проблем». Исходя их полученных данных, с целью психолого-педагогического сопровождения учащихся к сдаче ОГЭ по формированию эффективных копинг-стратегий поведения нами была составлена программа психолого-педагогического сопровождения подростков в ситуации сдачи ОГЭ. Проводимые тренинговые занятия предполагали возможность обучения старших подростков использовать в стрессовой ситуации эффективные копинг-стратегии поведения (самоконтроль, положительная самооценка, разрешение проблем). В дальнейшем исследование данной темы может быть связано с анализом результатов программы, разработкой методических рекомендаций для участников образовательного процесса.

Ключевые слова: развитие, формирование, совладающее поведение, копинг-стратегии, деятельность, психологический резерв, кризис развития, психологическая готовность, психолого-педагогическое сопровождение.

Список источников:

  1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал.  1994.  Т. 15, № 1.  С. 3-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21395491
  2. Бехтер А.А., Головачева М.В. Взаимосвязь параметров саморегуляции и проактивных стратегий у подростков // Психология развития и образования: (российский журнал прикладных исследований). 2023. № 1. С. 5-7. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=54315094
  3. Бодров B.А. Проблема преодоления стресса Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. Т. 27, № 2. С. 113-123. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9251132
  4. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 1: «COPING STRESS» и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал. 2006. Т. 27, № 1. С. 122-133. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9193985
  5. Лапкина Е.В. Совладающее поведение, жизнестойкость и жизнеспособность личности: связь понятий, функции // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. Т. 21, № 4.  С. 130-133. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25414758
  6. Онуфриева В.В., Константинова А.С. Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый.   2016.   № 6.  С. 701-703. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25665541
  7. Пермина С.В., Курбатова Н.О. Кризисные явления в семье в понятиях групповой динамики. Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях // Методология современной психологии.  2022.  № 16.  С. 262-271. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49573461
  8. Вассерман Л.И., Исаева Е.Р., Новожилова М.Ю. Психологические механизмы совладания со стрессом профессиональной деятельности (на модели лиц «опасных» профессий) // Вестник Санкт-Петербургского университета.  Серия 12.  Психология. Социология. Педагогика.  2008.  № 4.  С. 364-372. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12864683
  9. Романчук В.Э. К постановке проблемы изучения копинг-поведения молодежи в современных условиях обучения // Современные технологии в образовании. 2022.  № 22.  С. 155-158. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12864683
  10. Сибгатуллина И.Ф., Апакова Л.В., Зайцева Л.Д. Особенности копинг-поведения в реализации интелектуальной деятельности субъектами образования // Прикладная психология.  2018.  № 5-6. С. 45-62.
  11. Соболева Н.В. Организационно-педагогические условия развития адаптивных копинг-стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации: дис. канд. пед. наук: 44.04.01 / Н. В. Соболева. – Тольятти, 2017. – 129 с.
  12. Циринг Д.А., Сизова Я.Н. Особенности взаимоотношений в семьях подростков с личностной беспомощностью различного типа // Высшее образование сегодня.  2018.  № 1.  С. 50-54. EDN: YNOJEK, DOI: 10.25586/RNU.HET.18.01.P.50
  13. Шерешкова Е.А. Психологическая коррекция тревожности у старших подростков в предэкзаменационный период // Мир науки. Педагогика и психология.  2022. Т. 10, № 5. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49986647
  14. Щербатых Ю.В., Ермоленко П.И. Социально-психологические аспекты профессиональных стрессов // Вестник Воронежского института экономики и социального управления.  2022.  № 2.  С. 53-55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49379784
  15. Konaszewski K., Niesiobędzka M., Surzykiewicz J. Resilience and mental health among juveniles: role of strategies for coping with stress // Health and Quality of Life Outcomes.  2021.  Vol. 19, No. 1.  DOI: https://doi.org/10.3886/E120001V1
  16. Prosekov A.Yu., Morozova I.S., Kretsan Z.V. Case Study of the Formation of the Operational Component of the Psychological Readiness of University Graduates to Overcome Difficult Life Situations in Their Future Professional Activities // European Journal of Contemporary Education.  2021.  Vol. 10, No. 1.  P. 103-112.  DOI: 10.13187/ejce.v20i%201%20%20.286
  17. Otchere Y.O., Primo E., Sarfo Ja.O. Exploring Cyberbullying and its Implications on Psychosocial Health of Students in Accra, Ghana: A Thematic Analysis // European Journal of Contemporary Education. 2021. Vol. 10, No. 4. P. 981-986.  DOI: 10.13187/ejced.2021.4.981
  18. The Engaged Living of Vietnamese High School Students: Accessed from the Social and Emotional Health Perspective // European Journal of Contemporary Education.  2022.  Vol. 11, No. 1.  P. 70-80.  DOI: 10.13187/ejced.2022.1.70
  19. Abakumova I., Grishina A., Zvezdina G. Psychological Predictors of Students’ Behavior in Internet Under Information Uncertainty // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education.  2022.  Vol. 10, No. 3.  P. 17-26.  DOI: 10.23947/2334-8496-2022-10-3-17-26

Библиографическая ссылка: Кудрявцева Е.Ю., Кергилова Н.В., Сазонова О.К. Исследование эффективных копинг-стратегий поведения подростков в ситуации сдачи ОГЭ // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 155-166. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.15