ISSN 2409-7616

Джиоева Г.Х., Цаллагова З.Б.

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ ИХ РАЗВИТИЯ

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.14

Джиоева Г.Х.1 (Владикавказ, Россия) — dzhioeva_55@mail.ru, Цаллагова З.Б.2 (Москва, Россия) — tsallag@iea.ras.ru

1Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова

2Институт антропологии и этнологии РАН

Аннотация. Статья посвящена выявлению специфических особенностей мышления интернет-зависимых подростков, у которых на первый план выходят показатели клипового мышления, как современного когнитивного свойства в цифровом образовательном пространстве, в условиях информационных перегрузок, инновационных образовательных технологий. В статье раскрываются особенности влияния интернет-зависимости, как одной из форм проявления девиантного, зависимого поведения, на социальную ситуацию развития подростков, которая рассматривается как совокупность социальных условий, создаваемых образовательной организацией и определяемых занимаемой ими социальной позицией. Авторами статьи выявлены такие, преобладающие для интернет-зависимых подростков, характеристики, как беглость, субъективность отношения к информации, отрывочность, стереотипность, фрагментарность и шаблонность мышления, тогда как снижаются их личностно-значимые общечеловеческие качества: уровень эмоционально-личностного развития; способность к самоутверждению и исполнению различных социальных ролей; осознание занимаемой подростком собственной социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающим миром и т.д. Социальная значимость педагогической работы, направленной на снижение интенсивности использования Интернет-ресурсов с целью предупреждения психических и поведенческих расстройств у молодого поколения, в последнее время стала объектом изучения в педагогической, психологической, социологической научных сферах. В современных условиях недопустимо полностью изолировать подростков от интернета, так как цифровая изоляция может привести к нежелательным психологическим последствиям (социальной депривации), и в учебном процессе сегодня существует необходимость в ежедневном использовании интернет-ресурсов, но задача педагогов, психологов, родителей – минимизировать их негативное влияние на психическое, физическое, физиологическое здоровье, на социальную ситуацию развития детей и подростков.

Ключевые слова: интернет-зависимость подростков, социальная ситуация развития клиповое мышление, интернет-ресурсы, цифровые технологии.

Список источников:

  1. Батенова Ю.В., Волчегорская Е.Ю., Емельянова И.Е. Современная социальная ситуация развития и формирование информационной культуры дошкольника // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, № 3 (28). С. 13-16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41046382
  2. Джиоева О.Ф., Маргиева З.Г. Профилактика интернет-зависимости у подростков в процессе семейного воспитания // ЦИТИСЭ. 2022. № 1 (31). С. 483-490. EDN: QSJGKH, DOI: 10.15350/2409-7616.2022.1.41
  3. Дувалина О.Н., Осипов Л.О. Интернет зависимость у подростков: причины и последствия // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 49-3. С. 25-27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39452986
  4. Ерахтин А.В. Гуманитаристика, философия и клиповое мышление // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 2 (19). С. 35-41. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38176225
  5. Кривцова Т.В. Л.С. Выготский: Вдохновляя инноватику // Современное дошкольное образование. 2020. № 4 (100). С. 62-79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44463927
  6. Кулганов В.А., Бориссова М.А. Особенности взаимодействия личности учащегося и школьной среды как значимый элемент социальной ситуации развития пятиклассника // Психология образования в поликультурном пространстве. 2013. Т. 1, № 21. С. 53-61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21201803
  7. Куликова А.О. Социальная ситуация развития в раннем возрасте как фактор психического развития // Достижения науки и образования. 2020. № 4 (58). С. 88-89. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42487691
  8. Мананникова А.В., Безенкова Т.А. Интернет-зависимость подростков как социально-педагогическая проблема // Colloquium-Journal. 2019. № 1-4 (25). С. 41-42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36792216
  9. Махрина Е.А., Коваль Д.В. Психологические особенности формирования различных видов интернет-зависимости // ЦИТИСЭ. 2022. № 2 (32). С. 336-344. EDN: THVAUG, DOI: 10.15350/2409-7616.2022.2.29
  10. Меркурьева Ю.А., Малыгин В.Л. Особенности социально-психологической адаптации и психопатологических феноменов, сопровождающих интернет-зависимость у подростков // Вопросы наркологии. 2020. № 4 (187). С. 63-77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43137743
  11. Немцев И.А. Клиповое мышление как результат адаптации человека к современным реалиям // Форум молодых ученых. 2018. № 12-3 (28). С. 493-496. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38186481
  12. Николаева Э.Ф., Румянцева С.С. Интернет-зависимость подростков как информационно-психологическая угроза // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3, № 1 (3). С. 82-84. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37018290
  13. Пудалов А.Д. Клиповое мышление как инструмент замещенной реальности // Вестник Ангарского государственного технического университета. 2022. № 16. С. 247-250. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50038897
  14. Тоторкулова К.А.Д. Социальная ситуация развития старшего школьника, «Порог взрослой жизни» // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. — Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, 2017. — С. 210-213. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30260884
  15. Усольцева И.В. Информационные детерминанты социальной ситуации развития современных детей // Культурное наследие России. 2015. № 2. С. 64-70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23645935
  16. Яковлева Н.Ф. Социальная ситуация развития ребенка с позиций синергетического подхода // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. С. 55. URL: https://www.elibrary.ru/query_results.asp

Библиографическая ссылка: Джиоева Г.Х., Цаллагова З.Б. Влияние интернет-зависимости подростков на социальную ситуацию их развития // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 147-154. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.14