ISSN 2409-7616

Павлова И.В., Потапов А.А.

ГЕЙМИФИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

УДК 377.131.14

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.11

Павлова И.В.1 (Казань, Россия) — ipavlova@list.ru, Потапов А.А.2 (Казань, Россия) — aapot@ya.ru

1Казанский национальный исследовательский технологический университет

2Казанский государственный энергетический университет

Аннотация. Обеспечение технологического суверенитета Российской Федерации требует наличия современных специалистов, обладающих компетенциями, позволяющими эффективно решать производственные проблемы различного характера. В современной производственной деятельности специалисту часто приходится сталкиваться с задачами, характеризующимися высокой степенью неопределенности и риска, а также с ограниченными или избыточными данными. Поэтому подготовка современного специалиста должна включать развитие его творческого потенциала, необходимого для успешного решения таких сложных задач. Одним из инновационных методов повышения интереса и мотивации к обучению у студентов является геймификация. В статье описывается исследование по подтверждению эффективности использования геймификации в рамках преподавания дисциплины «Химия» в Казанском технологическом колледже ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (далее КТК ФГБОУ ВО «КНИТУ»). Для эксперимента нами была разработана новая необычная таблица Менделеева. Суть данной таблицы состоит в том, что она повторяет классическую таблицу, но первоначально состоит из пустых клеток, принажатии на которые появляются смешные картинки «Мемы». И игра-соревнование поэтому названа «таблица Мемделеева». В процессе игры, состоящей из 6 этапов, студенты, отвечая на вопросы и выполняя задания, должны открыть как можно больше клеток таблицы. В процессе проведения занятий с помощью метода геймификации студенты получали обратную связь посредством смешных картинок, что разбавляло атмосферу проведения лекции позитивными моментами. Последующий устный опрос показал, что благодаря обратной связи у большинства студентов возникло чувство уверенности, и их работа на семинаре была более актовой по сравнению с традиционными занятиями. Как показало последующее анкетирование, результатами использования геймификации и ее элементов стали повышение вовлеченности, заинтересованности и мотивации студентов колледжа в изучении дисциплины «Химия».

Ключевые слова: геймификация, профессиональное обучение, развитие инноваций, обучение химии, повышение мотивации и интереса.

Список источников:

  1. Deci E.L. Vansteenkiste M. Self-determination theory and basic need satisfaction: Understanding human development in positive psychology // Ricerche di psicologia. 2004. Vol. 27(1). P. 23-40.
  2. Hanus M.D., Fox J. Assessing the effects of gamification in the classroom: A longitudinal study on intrinsic motivation, social comparison, satisfaction, effort, and academic performance // Computers & Education. 2015. Vol. 80. P. 152–161. DOI:10.1016/j.compedu.2014.08.019
  3. Бакулина Н.А., Максимова К.А. Геймификация в профессиональном образовании // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: Сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. — Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2020.  — С. 8-10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43405590
  4. Варенина Л.П. Геймификация в образовании // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. Т. 6, № 6-2 (28). С.  314-317. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22981456
  5. Ветушинский А.С. Больше, чем просто средство: новый подход к пониманию геймификации // Социология власти. 2020. Т. 32, № 3. С. 14-31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44388815
  6. Геймификация: основные принципы и способы применения // Lpgenerator.ru [Электронный ресурс]. — URL: https://lpgenerator.ru/blog/2015/05/05/gejmifikaciya-osnovnye-principy-i-sposoby-primeneniya/ (Дата обращения: 21.10.2023)
  7. Заброцкая Н.В. Геймификация в системе образования // 77-я научная конференция студентов и аспирантов Белорусского государственного университета. — Минск: Белорусский государственный университет,  2020. —  С. 240-243. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46205150
  8. Истомина В.В. О практико-ориентированном обучении в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. №1 (21). С. 23-39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37359087
  9. Лобачева Н.А. Концепция гейминга и ее роль в образовательном дискурсе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика 2018. № 2. С. 32-42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35289118
  10. Мазелис А.Л. Геймификация в электронном обучении // Территория новых возможностей // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2013. № 3(21). С. 139-142. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20304445
  11. Наренова С.М., Сатенова Г.Эффективность применения цифровых образовательных ресурсов на уроках химии // Наука, техника и образование. 2018. №5 (46). С. 53-55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34992749
  12. Павлова И.В., Потапов А.А. Входной контроль знаний студентов как основа дифференциации содержания химического образования // Управление устойчивым развитием. 2019. № 3 (22). С. 96-100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41285607
  13. Падяш Е.А. Геймификация в образовании, как средство достижения личностных и метапредметных результатов у обучающихся // Modern Science. 2020. № 5-4. С. 181-188. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42927598
  14. Садовникова Н.В. Геймификация – тренд современного образования // Управление качеством образования на основе российских и международных стандартов. Модель учебно-проектной деятельности, ориентированной на трудоустройство: Материалы XVII-й Межвузовской научно-практической конференции. — Челябинск: Русско-Британский институт управления, 2016. — С. 118-123. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34970442
  15. Яковлева Е. В., Гольцова Н. В. Игровые механики геймификации в профориентации и профессиональном самоопределении детей разных возрастных групп в системе образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 1(106). С. 188-199. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47965399

Библиографическая ссылка: Павлова И.В., Потапов А.А. Геймификация как средство обучения в профессиональном образовании // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 117-125. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.11