ISSN 2409-7616

Криштопа А.Н., Гребенникова В.М., Никитина Н.И., Володин А.А.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ В ВУЗЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

УДК 37.012

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.09

Криштопа А.Н.1 (Краснодар, Россия) — krishtopa@inbox.ru, Гребенникова В.М.1 (Краснодар, Россия) — vmgrebennikova@mail.ru, Никитина Н.И.2 (Москва, Россия) — nn0803@mail.ru, Володин А.А.2 (Москва, Россия) — voalan@rambler.ru   

1Кубанский государственный университет

2Российский государственный социальный университет

Аннотация. Профессиональная метакомпетентность играет важную роль в успехе трудовой деятельности учителя, обеспечивает достижение высоких результатов и качество учебно-воспитательного процесса. В статье рассмотрены вариативные подходы к раскрытию сущности понятия «профессиональная метакомпетентность учителя»; рассмотрена роль данной компетентности в решении дидактических задач в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, представлен авторский взгляд на сущность и структурные компоненты рассматриваемой компетентности. Авторы статьи констатируют, что в свой содержательно-структурный состав профессиональная метакомпетентность учителя включает: развитые умения саморефлексии, самоанализа, саморегуляции педагогической деятельности, а также способность и готовность педагога к интегрированному (синергетическому), творческому применению системных полидисциплинарных знаний, умений, вариативных компетенций, имеющегося базового опыта педагогической деятельности в реалиях жизнедеятельности общеобразовательной организации. В статье конкретизируется сущность реализации интегративного, системно-деятельностного, эпистемического, когнитивно-коммуникативного подходов к процессу формирования в вузе профессиональной метакомпетентности будущих учителей. Особое внимание в содержании статьи уделено характеристике педагогических приемов, которые могут использоваться в образовательном пространстве вуза для реализации выше перечисленных методологических подходов. В заключении статьи делается вывод: формирование в вузе основ профессиональной метакомпетености будущего учителя обеспечивает развитость у выпускника университета способности и готовности к решению реальных профессиональных задач педагогической деятельности, гибкости мышления, способности критически анализировать, верифицировать информацию, применять полученные транснаучные (полидисциплинарные) знания, метапознавательные навыки в различных ситуациях своей жизнедеятельности, адаптировать свой индивидуальный стиль общения к контексту ситуации коммуникации.

Ключевые слова: методологический подход, профессиональная метакомпетентность учителя, профессиональное образование будущего учителя, интегративный подход, системно-деятельностный подход, эпистемический подход, когнитивно-коммуникативный подход.

Список источников:

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18–22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12785913
  2. Бакиева О.А., Попова О.А. Формирование метапредметных компетенций студентов педагогического вуза в условиях новой образовательной парадигмы // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2018. № 5. С. 282–294. EDN: XQBMDB, DOI: 10.24422/MCITO.2018.5.1369
  3. Галицких Е.О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете: дисс … д. п. н. — СПб, 2002. — 387 с.
  4. Галухин А.В. Эпистемологический анализ модусов достоверности в условиях привилегированного доступа // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2022. Т. 11, № 1А. С. 5-23. EDN: JAYDRN, DOI: 10.34670/AR.2022.92.82.001
  5. Гребенникова В.М., Криштопа А.Н. Организационно-технологическое обеспечение формирования метакомпетентности бакалавров педагогического образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2021. № 1 (273). С. 39–45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45615859
  6. Гревцева Г.Я. Циулина М.В., Болодурина Э.А. и др. Интегративный подход в учебном процессе вуза // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. С. 26-35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30458065
  7. Князева Т.Г. Проблема подготовки учителя к реализации метапредметного подхода в условиях общеобразовательной организации // Наука вчера, сегодня, завтра. 2017. №36 (2). С. 56–60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28298716
  8. Криштопа А.Н. Критерии и показатели уровня развития метакомпетентности бакалавров педагогического образования в процессе их естественно-научной подготовки // Человеческий капитал. 2019. № 11 (131). С. 129-139. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41356476
  9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями) / СПС «Гарант». [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/70535556/ (Дата обращения: 29 октября 2023 г.)
  10. Россинская С.А. Формирование профессиональной метакомпетентности педагогов средствами облачных технологий в процессе повышения квалификации: дисс. … к. п. н.: 5.8.7. — Ростов-на-Дону, 2022. — 203 с.
  11. Сизова Е.В. Развитие метакомпетентности преподавателя иностранного языка в условиях внедрения образовательного стандарта Федерального университета // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. №2-1. C. 202-205. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32401412
  12. Симонова Ж.Г. Сущность эпистемического подхода как основы развития познавательной активности студентов-культурологов в процессе изучения иностранного языка // Вестник Костромского государственного университета. 2009. Т. 15. С. 459-463. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=15141545
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование / СПС «Гарант», [Электронный ресурс]. — URL:  https://base.garant.ru/71897858/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (Дата обращения: 29 октября 2023 г.)
  14. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении. — М.: Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2012. — 73 с.
  15. Шершнева В.А., Осипов М.В. Метакомпетентность в иерархии компетентности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2020. Вып. 1. С. 80-89. EDN: NHBNPB, DOI: 10.25146/1995-0861-2020-51-1-186
  16. Antoniades A. Epistemic communities, epistemes and the construction of wor1d po1itics // G1obal Society. 2003. Vol. 17(1). P. 21-38. DOI:10.1080/0953732032000053980
  17. Brown B.R. Meta-Competence: A Recipe for Reframing the Competence Debate // Personnel Review. 1993. Vol. 22(6). Р. 25-32. DOI: https://doi.org/10.1108/EUM0000000000814
  18. Dimitrova D. Das Konzept der Metakompetenz. — Wiesbaden: Gabler. 2008. — 260 p.
  19. Erpenbeck J. Metakompetenzen und Selbstorganisation // Metakompetenzen und Kompetenzentwicklung. — Berlin, 2006. — P. 5-14.
  20. Le-Deist F.D.. Winterton J. What is competence? // Human Resource Development International. 2005. Vol. 5(1). P. 27-46. DOI:10.1080/1367886042000338227
  21. Van Der Merwe, L., Verwey, A. Leadership meta-competencies for the future world of work // SA Journal of Human Resource Management. 2007. Vol.  5(2). Р. 33-41. DOI:10.4102/sajhrm.v5i2.117
  22. Winterton J. Typology of knowledge, skills and competences: clarification of the concept and prototype / J. Winterton, F. Delamare-Le Deist, E. Stringfellow. — Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2006. — 140 p.

Библиографическая ссылка: Криштопа А.Н., Гребенникова В.М., Никитина Н.И., Володин А.А. Методологические подходы к процессу формирования в вузе профессиональной метакомпетентности будущих учителей // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 96-107. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.09