ISSN 2409-7616

Варжавин А.А.

ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

УДК 37.022

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.07

Варжавин А.А.1 (Новосибирск, Россия) — a.varzhavin@mail.ru

1Новосибирский государственный педагогический университет

Аннотация. В рамках диссертационного исследования нами определена проблема формирования рефлексивно-прогностических умений будущего педагога в цифровой образовательной среде вуза. Появление данной проблемы обосновывается современными требованиями, предъявляемыми к педагогам и их профессиональной деятельности. С момента введения национальных проектов в России происходят изменение механизмов, методов, подходов к организации образовательной деятельности в условиях цифровизации общества и образования. Сопутствующие рефлексивно-прогностические умения являются одними из ключевых в профессиональной деятельности педагогов и охватывают существенный круг задач, которые необходимо решать, применяя данные умения. Поэтому подготовка будущих педагогов в условиях цифровой образовательной среды вуза по данным умениям, призвана вывести профессию педагога на инновационный уровень, помочь реализовать свое «Я» в педагогической деятельности. Определяя такую тему диссертационного исследования, в первую очередь оттолкнемся от ее терминологии. Поэтому, в данной статье, представляем понятийно-терминологическое поле проблемы формирования рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов в цифровой образовательной среде вуза. В статье представлена необходимость развития рефлексивно-прогностических умений у будущих педагогов, а также обозначено применение этих умений в профессиональной деятельности будущего педагога, приводится постановка задачи исследования, то есть, определяем цель, условия ее достижения, а также методологическую основу, на которой базируем наше исследование.  В статье приводится процесс отбора и построения системы определений, которые формируют понятийно-терминологическое поле проблемы исследования. В статье приводится схема понятийного поля проблемы исследования, к каждому элементу которой приведены соответствующие дефиниции понятий.

Ключевые слова: высшее образование, рефлексивные умения, прогностические умения, цифровая образовательная среда, будущие педагоги.

Список источников:

  1. Афанасьева И.Б., Бежанова А.И., Димент Л.И. Формирование рефлексивных умений студентов в процессе обучения // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2013. № 1(166). С. 292-299. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19030526
  2. Вайндорф-Сысоева М.Е. Многоуровневая подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук // Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна, 2019. — С. 461 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54466251
  3. Рябчук П.Г., Уварина Н.В., Корнеев Д.Н. Внедрение образовательных технологий в цифровой сектор // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10, № 1(34). С. 203-206. EDN: FUZODI, DOI: 10.26140/anie-2021-1001-0048
  4. Денилханова Х.Я. Формирование профессиональных способностей в современном информационно-цифровом пространстве будущих бакалавров: профили «Математика» и «Информатика»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 // Денилханова Хеди Яхьяевна, — Махачкала, 2020. С. 159.
  5. Захаров А.В. Механизмы формирования прогностических умений у будущих учителей // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 1. С. 268-272. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21359763
  6. Комахина А. В., Кондратьева М. Н. Цифровизация: исследование основных терминов // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2022. № 3(165). С. 134-139. EDN: HNJLZY, DOI: 10.34773/EU.2022.3.25
  7. Корчемкина Ю.В., Уварина Н.В. Индивидуализация процесса формирования информационно-аналитических умений студентов в виртуальной образовательной среде вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2022. Т. 14, № 4. С. 65-72. EDN: DQHWVX, DOI: 10.7442/2071-9620-2022-14-4-65-72
  8. Методическое пособие «Цифровая образовательная среда электронного обучения» // Авторы составители: Дурноглазов Е.Е., Кузнецова Е.А., Шевердин И.В., Горбулина Т.С., Колесниченко К.А. — Курск, 2019. — С. 64.
  9. Новиков А.М., Новиков Д.А., Методология: Изд. Стереотип. — М.: КРАСАНД, 2020. — 632 с.
  10. Попова С. А. Цифровая образовательная среда: исходные понятия и концептуальное проектирование: монография // С. А. Попова. — Москва: Институт мировых цивилизаций, 2021. — С. 252.
  11. Сайфуллина Н.А., Валеева Р.А. Прогностическая компетентность будущих педагогов: обзор современного состояния проблемы // Образование и саморазвитие. 2019. Т. 14, № 3. С. 140-149. EDN: NAFSOV, DOI: 10.26907/esd14.3.13
  12. Тарасов С.В. Образовательная среда: понятие, структура, типология / С. В. Тарасов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 3, № 3. С. 133-138. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18935614
  13. Уварина Н.В., Красницкая Е.С. Условия психолого-педагогического сопровождения процесса формирования имиджевой культуры педагогов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2022. Т. 14, № 3. С. 114-121. EDN: DTDRQA, DOI: 10.7442/2071-9620-2020-14-3-114-121
  14. Ушева Т.Ф. Становление рефлексивной компетентности педагога в образовательном пространстве вуза // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2018. № 3(45). С. 81-91. EDN: YLWIWT, DOI: 10.25146/1995-0861-2018-45-3-77
  15. Савельева Н.Х., Гнатышина Е.А., Уварина Н.В. Цифровая трансформация российских вузов: первый опыт // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 1(34). С. 226-229. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=44817688
  16. Шаухалова Р.А. Педагогическая система формирования цифровой культуры студентов бакалавриата в информационно-образовательной среде университета: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук // Шаухалова Разия Алаудиновна, 2021. — С. 216. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54413056
  17. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — С. 365.
  18. Afari E. The Effects of Psychosocial Learning Environment on Students’ Attitudes Towards Mathematics. In: Khine M.S. (eds.). Application of Structural Equation Modeling in Educational Research and Practice. Contemporary Approaches to Research in Learning Innovations. Rotterdam, Sense Publishers, 2013. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-6209-332-4_5
  19. Bough A., Martinez G. Digital learning experiences and spaces: Learning from the past to design better pedagogical and curricular futures // The Curriculum Journal. 2023. Vol. 34. P 375–393. DOI:  https://doi.org/10.1002/curj.184
  20. Christensen R., Knezek G., Tyler-Wood T. SimSchool: an online dynamic simulator for enhancing teacher preparation // International Journal of Learning Technology. 2011. Vol. 6, № 2. P. 201-220.
  21. Rosmiati R., Liliasari L., Tjasyono B. Measuring level of reflective thinking of physics pre-service teachers using effective essay argumentation // Reflective Practice. 2020. Vol. 21:4. P 565-586. DOI: https://doi.org/10.26618/jpf.v8i1.3111
  22. Walberg H.J. Psychology of Learning Environments: Behavioral, Structural, or Perceptual? // Review of Research in Education. 1976. Vol. 4. P. 142–178. DOI: https://doi.org/10.2307/1167115

Библиографическая ссылка: Варжавин А.А. Понятийно-терминологическое поле проблемы формирования рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов в цифровой образовательной среде вуза // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 78-87. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.07