ISSN 2409-7616

Константиниди В.В., Воронцова И.А.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

УДК 371

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.05

Константиниди В.В.1 (Владикавказ, Россия) — vichka.buraeva@mail.ru, Воронцова И.А.1 (Владикавказ, Россия) — ira.vorobeva.1975@bk.ru

1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

Аннотация. В статье представлены некоторые идеи развития творческих способностей обучающихся, формировании устойчивого познавательного интереса к математике на основе применения нестандартных задач, для решения которых в учебниках по математике отсутствуют общие правила и положения, содержащие точный алгоритм их решения.  Авторами статьи выдвигается тезис о том, что организация учебных занятий с применением нестандартных задач способствует развитию у обучающихся умственных способностей и активной мыслительной деятельности; формированию навыков самостоятельного поиска различных вариантов решения нестандартных задач; созданию качественно новых, ранее не существующих подходов и методов решения задач. Для укрепления опыта творческой деятельности и формирования креативного мышления обучающихся необходимо конструктивное применение специальных педагогических ситуаций, требующих и создающих условия для достижения запланированных результатов. Образовательные стандарты последнего поколения среднего общего образования ярко отражают значимость вырабатывания способностей у обучающихся к самостоятельной, творческой деятельности. Во-первых, необходимо формировать творческую личность с дивергентным мышлением, способную реагировать на быстро изменяющиеся реалии жизни и трудовой деятельности. Во-вторых, нужно подготовить людей, которые смогли бы обслужить современное производство, а также быть максимально востребованными в выбранной профессии, гибко перестраивая свой режим, распорядок в связи с различными обстоятельствами. Именно поэтому, одной из важных задач школы, в том числе и начальной, является создание и применение таких методов и приемов обучения, которые будет благоприятно влиять на формирование творческого мышления учеников, на их внутренний ресурс.

Ключевые слова: математика, обучение математике, творческие способности, мыслительный процесс, нестандартные задачи.

Список источников:

  1. Аветикян Ш.С. Нестандартные задачи по математике как средство развития способностей обучающихся // В сборнике: Наука на благо человечества. Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию МГОУ. – Москва: Московский государственный областной университет, 2016. — С. 4-6. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35884948
  2. Азизова З.Р. Формирование математического мышления в условиях реализации ФГОС // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 48-3. С. 16-22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24719224
  3. Алексеева Е.Н. Об актуализации содержания методической подготовки будущего учителя математики в условиях индивидуализации образования // Ученые записки Орловского государственного университета. 2023. № 1 (98). С. 168-172. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53926122
  4. Бизяева Н.В. Роль и место математической грамотности младших школьников в системе учебно-исследовательской деятельности современной школы // ЦИТИСЭ. 2020. № 4 (26). С. 7-16. URL: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44515724
  5. Газимагомедова А.О., Везиров Т.Г. Применение интерактивных средств обучения при составлении математических задач // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 2. С. 90-94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27200153
  6. Калюжнова А.М. Нестандартные задачи как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики // В сборнике: Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации. Сборник статей XIII Всероссийской научно-практической конференции. — Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2021. — С. 201-205. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49356714
  7. Ланина С.Ю. Основные тенденции развития школьного математического образования // ЦИТИСЭ. 2023. № 1 (35). С. 338-345. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50750116
  8. Макуева Л.Р. Нестандартные задачи по математике // Молодой ученый. 2016. № 21 (125). С. 883-885. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27242406
  9. Мартыненко И.М., Попов А.И., Пучков Н.П. Непрерывное развитие математического мышления обучающихся средствами олимпиадного движения // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2020. № 4 (78). С. 122-136. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44355976
  10. Меметова К.А. Нестандартные задачи как средство развития логического мышления младших школьников // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2019. № 2 (18). С. 26-27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38503130
  11. Останина Е.Е. Нестандартные задачи в математическом образовании младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. 2011. Т. 2, № 1. С. 161-165. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15607653
  12. Садиева М.Э. Ситуационные задания как средство развития математического мышления учащихся // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. 2019. № 3 (60). С. 208-214. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42618822
  13. Сорокопудова В.С., Косцова С.А. Формирование математического мышления путем решения нестандартных задач // Электронный научный журнал. 2015. № 3 (3). С. 193-196. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25420436
  14. Старостина Е.В. Математическое мышление, его структура и специфика // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 13 (47). С. 87-89. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42946654
  15. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2014. № 4. С. 99-105. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22653852
  16. Терентьева Л.П. Нестандартные задачи и их педагогическая роль в формировании интереса к изучению математики в начальных классах // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2019. № 4 (104). С. 227-233. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41413378

Библиографическая ссылка: Константиниди В.В., Воронцова И.А. Развитие творческих способностей обучающихся в процессе решения нестандартных математических задач // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 54-62. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.05