ISSN 2409-7616

Амбалова С.А., Огоев А.У.

ЛИДЕРСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

УДК 371

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.02

Амбалова С.А.1 (Владикавказ, Россия) — svetagul11@mail.ru, Огоев А.У.1 (Владикавказ, Россия) — rector@nosu-team.ru

1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

Аннотация. Одним из факторов успешного развития любого учреждения, в том числе образовательной организации, являются лидерские способности руководителя, его профессиональная компетенция, социальная мобильность и т.д. Для руководителя образовательной организации недостаточно одних педагогических знаний, необходимо владеть еще и лидерскими качествами, такими, как способность к мотивации, коммуникативная компетентность, умения разрешать конфликтные ситуации. Немаловажным является наличие лидерского потенциала руководителя, позволяющего предопределить, какие механизмы и средства мотивации сотрудников наиболее рациональны для достижения целей. Выбор рассматриваемой темы обусловлен следующими факторами: развитие потребностей и запросов общества в высококачественном образовании, что требует от руководителя образовательного учреждения организации качественного и эффективного образовательного процесса, а это связано с высокой лидерской компетентностью; ухудшение качества образования в связи с недостаточной подготовкой руководителей образовательных учреждений, которые не имеют достаточных лидерских навыков для управления образовательным процессом; активное развитие технологий, которые требуют от руководителя образовательного учреждения высокого уровня компетенции в области управления информационными технологиями; увеличение конкуренции между образовательными учреждениями и необходимостью управления ресурсами, что требует от руководителя образовательного учреждения высокого уровня лидерской компетентности для эффективного управления своей командой и ресурсами. Как показывает анализ многочисленных исследований, влияние лидерской компетентности на учебно-воспитательный процесс образовательной организации существенное, но при правильном выборе форм и средств ее успешной реализации. Изучение психологических особенностей лидерской компетентности руководителя образовательного учреждения является важным для повышения качества образования и улучшения профессионального уровня руководителей образовательных учреждений. В связи с этим, в качестве основной цели данного исследования авторы ставят обоснование роли лидерской компетентности как значимого фактора успешного управления образовательной организацией.

Ключевые слова: лидерство, управление образовательной организацией, психолого-педагогические особенности, эффективность лидерской компетентности, мотивация.

Список источников:

  1.  Антонов Н.В., Бражник Е.И., Гибадуллина Ю.М. Педагогическая деятельность в современном образовательном пространстве // Вестник ТОГИРРО. 2021. № 1 (46). С. 1-192. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46302954
  2. Белов В.В. Концепция личности в акмеологии лидерства: системно-эволюционный подход // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017. № 4. С. 43-57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32321914
  3. Быков А.К. Компетентностно-ориентированная технология обучения будущих специалистов по социально-педагогической деятельности в вузах // ЦИТИСЭ. 2022. № 3 (33). С. 43-53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49586346
  4. Киселева Н.А., Мильковская И.Ю. Основные подходы к формированию личности руководителя с позиции компетентностного подхода // Вестник ВИЭПП. 2018. № 1. С. 209-214. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39220714
  5. Лихачева О.Н., Тымчук Е.В., Ильина Т.В. К вопросу об академическом превосходстве в современных вузовских реалиях // ЦИТИСЭ. 2021. № 4 (30). С. 16-25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47652509
  6. Минакова С.С., Николаева А.А. Изучение управленческого потенциала директора школы // Казанский педагогический журнал. 2020. № 2 (139). С. 61-68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43774941
  7. Павленко Н.В., Павленко С.Н. Современная парадигма понятия лидерства // Моя профессиональная карьера. 2022. Т. 1, № 37. С. 157-161. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49051826
  8. Подшивайлова Г.А. Развитие лидерской позиции педагога как условие формирования его профессионально-педагогических компетентностей // Студенческий вестник. 2020. № 46-1 (144). С. 37-38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44515235
  9. Санникова А.И., Пестова Е.Г. Креативное лидерство как целевой ориентир образования в условиях постиндустриального общества // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 2. С. 43-51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41754540
  10. Сиваева С.Л. Компетентностный подход в образовании // Молодой ученый. 2018. № 3 (189). С. 208-210. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32336046
  11. Толочек В.А. Компетентностный подход и ПВК-подход: возможности и ограничения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Т. 9, № 2. С. 123-137. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38563423
  12. Умарова М.А., Джамалдинова М.А. Понятие и сущность лидерства // Вопросы устойчивого развития общества. 2022. № 8. С. 270-276. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49215338
  13. Хуторской А.В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня. 2017. 12. С. 9-16. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30728142
  14. Шабалина Е.И. Психологический компонент управленческих компетенций руководителей образовательных учреждений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 1. С. 113-118. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37845642
  15. Шабанов А.Г. Теоретические аспекты формирования лидерских качеств молодежи во внеурочной деятельности вуза // ЦИТИСЭ. 2019. № 4 (21). С. 509-517. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41385148
  16. Янтранова С.С. Интегрированный подход в обучении как основа реализации компетентностного подхода в рамках ФГОС ОО // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2017. № 1. С. 50-53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32822684 

Библиографическая ссылка: Амбалова С.А., Огоев А.У. Лидерская компетентность как фактор успешного управления образовательной организации // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 25-32. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.02