ISSN 2409-7616

Пугачева С.А.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ [In English]

УДК 378.16

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.43

Пугачева С.А.1 (Санкт-Петербург, Россия) — pugacheva.7575@mail.ru

1Санкт-Петербургский университет МВД России

Аннотация. Система высшего профессионального образования XXI века ориентирована на социокультурное развитие личности в информационной среде, подготовку высокообразованных, компетентных специалистов, владеющих приемами и методами самостоятельного поиска и отбора нужной информации. В статье акцентировано внимание на комплекс педагогических условий в процессе самообразования, как составной части системы непрерывного образования. Отмечается возрастающая роль самообразования в связи с использованием продуктивных методов обучения. В статье представлено изменение модели образования от «teaching» — «человека учат» на самообразовательную «self-directed education» — «самоуправляемое обучение». Автором проанализированы труды российских и зарубежных ученых и педагогов по вопросу организации и средств повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся. Представлено собственное определение «самостоятельной работы», основанное на андрагогических и гуманитарно-антропологических принципах. Разработана программа для специализированного курса по иностранному языку для самоподготовки обучающихся. Данный спецкурс включает в себя практические занятия, методические рекомендации для курсантов для активизации самообразовательной деятельности. Основная задача спецкурса заключается в формировании способности к самостоятельному освоению знаний, овладению навыками самоконтроля и рефлексии.

Ключевые слова: самостоятельность, андрагогическая образовательная среда, гуманитарно-антропологический подход, самостоятельная работа, организация самостоятельной деятельности, активизация самообразования, информационно-образовательные ресурсы, индивидуальная траектория.

Список источников:

  1. Pavlova I.N., Yankina N.V. Factors affecting the efficiency of students’ independent work // Global Scientific Potential. 2023. № 4 (145). P. 40-42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54018296 
  2. Agapova T.V., Khudolei N.V. Methods of organizing control and independent work of non-linguistic university students.  — Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University, 2022. P. 258-261. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49709689 
  3. Norbekov F.N. Independent work of students at the university // Bulletin of science and education. 2020. № 20-2 (98).P. 64-66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44298279
  4. Norbekova R.U. The role of independent work of students in the educational process // Bulletin of science and education. 2020. № 20-2 (98). P. 67-69. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44298280  
  5. Madraimova N.S. Organization and methodological support of independent work of students // Bulletin of Osh State Pedagogical University named after A.Myrsabekov. 2021. № 2 (18). P. 229-232. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49509954  
  6. Pajzullaev E.N. Independent work as one of the forms of organization of the educational process in teaching a foreign language // Young scientist. 2023. № 17 (464). P. 123-127. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53327342   
  7. Yarmatova D.A. Student’s independent work in study foreign languages in the university // Science and World. 2020. № 5-2 (81). P. 70-71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43842105
  8. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Владос, 2001. — 319 с.
  9. Махмутов М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в школах Татарии // Советская педагогика. 1963. №5. С. 56-62.
  10. Ustelimova N.A., Mussina S.K., Kassenova A.B. Self-work study as the leading form of student activity in the modern educational process // Contemporary problems of the humanities and social sciences. 2021. № 5 (37). P. 131-137. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47365689  
  11. Khanzhina T.V. Types of organizing independent work in a foreign language in a military university // Student Self-study Management in Foreign Language. 2022. № 5. P. 215-219. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48842973
  12. Сибирякова Ю.В. Самообразование как одна из возможных образовательных стратегий в современной России // Социальные трансформации. 2022. № 33. С. 153-159. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50434915
  13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб: Питер, 2000. — 712 с.
  14. Мазунова Л.К., Кудрявцева Е.Л., Пуляевская А.М. Миссия образования xxi века — научить человека самообразованию длиною в жизнь // Педагогический журнал Башкортостана. 2019. № 6 (85). С. 15-26. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=41807063  
  15. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М.: Просвещение, 1980. — 240 с.
  16. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. — М.: Учпедгиз, 1961. — 239 c.
  17. Слободчиков В.И. Научение мыслить, само по себе, есть искусство // Педагогика. 2021. Т. 85, № 2. С. 124-127. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44821774 

Библиографическая ссылка: Пугачева С.А. Самостоятельная работа как фактор формирования навыков самообразования обучающихся // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 515-521. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.43